Противостояние Яндекса и Кремля абсолютно естественная вещь, ровно тоже самое сейчас происходит в США, где государство (политический класс) ведёт открытую войну с Facebook и подспудную войну с Google. Интернет-компании, вернее интернет-платформы, берут на себя функции государства, они в этом эффективнее государства, причем они на этом не тратят деньги, а зарабатывают, вернее это им нужно для ведения бизнеса, и государство (политический класс) бесит, что интернет-платформы становятся организаторами общественной жизни, создают новое социальное поле, формируют новую социальную среду, а, соответственно, и формулируют новые правила игры - государства пытаются подчинить (или ослабить, точнее ослабить и подчинить) интернет-платформы, но понятно, что у человека нет возможности противостоять машине. Кремль (не только Путина) в этой ситуации можно только пожалеть, потому что сила экономики (а, соответственно, и сила страны) сейчас напрямую зависит от нормального функционирования интернет-платформы, и ослабляя Яндекс, он усиливает позиции американских интернет-платформ. В Кремле (не только Путин) верят, что есть особый китайский путь, когда интернет-платформы контролируются государством (попытка превратить Сбербанк в интернет-платформу это как раз попытка сделать государственную интернет-платформу), но это, конечно, не так. Ситуация с пользовательницей TikTok Ферозой Азиз доказывает, что как только интернет-платформа выходит на глобальный уровень, она перестаёт считаться с мнением государства. Причем вполне возможно, что разблокировка аккаунта девушки, рассказывавшей об издевательствах над уйгурами и другими мусульманами в Синьцзяне, была произведена на основе правил, которые были согласованы с китайским правительством, которое TikTok считает способом продвижения Китая в мире - оказания влияния на США и Индию. Очевидно, в Пекине думают, что не следует сейчас мешать TikTok вырасти до размера, когда американское и индийское правительства больше не смогут на него давить, угрожать ему закрытием, и тогда TikTok станет платформой для продвижения влияния Китая, но это не так, потому что интернет-платформы продвигают интересы своих пользователей (ведь это бизнес, а поэтому он делает так, чтобы нравится своим пользователям), и поэтому им плевать на мнение правительств, точнее пользователи делают их столь сильными, что им становится плевать на мнение правительств, главное, чтобы количество пользователей было сопостовимо (или даже больше) с количеством налогоплательщиков (а в случае стран с электоральной политической системой, избирателей), а это в большинстве случаев от 50 до 75 процентов жителей страны, но может быть и 25-50%. В итоге TikTok пожрёт китайский коммунистический режим, как только основной оборот компании начнёт приходится на некитайский рынок, чтоб развиваться компании придётся становится в принципиальную позицию к своему правительству, а авторитарные режимы очень хрупки, это электоральным системам протесты не угрожают, а авторитарные рушатся как только выясняется, что внутри страны кто-то не признаёт их авторитет и власть с этим ничего поделать не в состоянии. То есть нет никакого особенного китайского пути, есть особенный северо-корейский путь, но никто не хочет быть КНДР, даже КНДР