Хочу поделиться одной жизненной историей, которая, как мне кажется, весьма ярко иллюстрирует происходящее.
Есть у меня один крупный клиент, замечательный человек, с которым мы в свое время обсуждали вопросы доверительного управления. У него есть свой бизнес: взял у лизинговой компании достаточно большое количество автомобилей такси. Залогом стал его портфель ценных бумаг, весьма и весьма солидный. До последнего времени все было прекрасно – бизнес работал, как часы.
Однако с недавних пор, как вы, наверное, можете догадаться, начались проблемы. Около 90% автомобилей в текущей ситуации простаивают без клиентов. Денежный поток составляет лишь несколько процентов от максимально возможного.
Что происходит сейчас? Лизинговая компания требует платежей, хотя бы частичных. И компанию тоже можно понять – ведь они либо берут деньги у банков, в том числе государственных, или привлекают путем выпуска облигаций. При этом опцией форс-мажора мой клиент воспользоваться не может – режим ЧС не введен.
Что будет происходить дальше? Очевидно, лизинговая компания заберет все автомобили и продаст их, чтобы возместить свои потери в части платежей. Если же сделать этого не удастся, активы компании заберет банк, либо придется дефолтить облигации. Кроме того, мой клиент лишится еще и залога, то есть потеряет практически все.
Что найдем в сухом остатке? А то, что в то время, как всем «велено» сидеть дома, под шумок идет гигантский передел собственности. Той, что еще осталось в руках честных бизнесменов, а не госкорпораций или прикормленных олигархов. Так что весь кризис, по сути, шикарный повод заново переделить активы.
Кто является конечным бенефициаром всего этого? Кто получит активы? Очевидно, государственные или окологосударственные структуры. Back in USSR. Честно зарабатывать деньги в России станет еще сложнее.
Как вишенка на торте – не исключаю огромный поток эмигрантов после того, как пандемия уляжется.
@bitkogan