Вчера одновременно Ведомости [1] и Коммерсант [2] написали о системе Сбербанка "Гостех". С одной стороны я, слишком давно слышу разговоры о том что Гостех необходимо создавать, и не только в форме того что хочет сделать Сбербанк, а с другой стороны слишком мало знаю об этой системе, потому как больше знаю о реально работающих продуктах, а не о пилотных внедрениях.
Вне зависимости от того Сбербанк ли это или какой-либо другой консорциум на базе которого создавался бы этот Гостех, там логика и проблемы понятны с самого начала.
Логика в том чтобы объединить все информационные системы (как минимум ключевые) под единого оператора. Проблема в том что не просто так каждое ведомство много лет создавало и углубляло свою "цифровую песочницу". ИТ бюджеты и принятие решений в ФОИВах устроены так что все органы власти где работа с ИТ более менее отстроена, стараются иметь собственную инфраструктуру внутри ведомства. Например, Гособлако (ГЕОП) не то чтобы стало или претендует на то чтобы стать чем-то реально востребованным для органов власти. Потому что многие органы власти потратили уже миллиарды рублей на совершенно другие технические решения.
И это мы ещё говорим про создание госмонополии на *условный* хостинг. А когда дело доходит до внедрения, то там ключевая проблема - это "управление сложностью". Государственное ИТ, даже только на федерльном уровне - это огромный зоопарк. Но если в корпорациях его можно изменить решением совета директоров/гендира, то с государством куда сложнее. Этот зоопарк обложен со всех стороны нормативными документами, регламентами, услугами для граждан и тд., что оставляет много пространства для манёвра чтобы мешать внедрять любые централизованные решения.
Переводя с русского на русский, единое решение не заработает пока внутри Пр-ва не будет консолидированной позиции и готовности его внедрять.
И, конечно, важно помнить что в России до сих пор отсутствует внятная госполитика по открытости кода государственных информационных систем, открытости алгоритмов. Недостаточная политика в части открытости данных.
Приведёт ли создание Гостеха к формированию культуры открытости в государственном ИТ или нет - вот мой главный критерий оценки будущего этой инициативы.
Ссылки:
[1]
https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2020/04/17/828356-sistema[2]
https://www.kommersant.ru/doc/4325787#opengov #opendata #govtech