Известно, что чисто статистически, российская экономика самая сухая в мире. То есть отношение денежного агрегата М1 (наличные деньги, вклады, депозиты), находящегося в обращении к объему ВВП у нас в разы меньше, чем например в США и Европе. Неадекватная налоговая политика и целенаправленные действия ЦБ РФ по обезвоживанию инвестиций в основные фонды привели к остановке роста экономики в стране.
Обратной стороной этой медали стало развитие теневого бизнеса. А для теневого бизнеса необходимы наличные. ( Денежный агрегат М0). Так вот, по этому показателю Россия стала жестко сжимать наличную денежную массу. Если черный обнал в начале двухтысячных годов стоил около 2%, то в последние годы, государство постепенно зажимало этот вид незаконного бизнеса, доведя ставку обнала до 30% а иногда до 50%.
Это привело к тому, что начиная с 2017 года, Россия
заняла четвертое место в топ-5 крупнейших теневых экономик мира, оценили эксперты: ее объем составляет 33,6 трлн руб., или 39% от ВВП страны. Хуже дела обстоят лишь у Украины, Нигерии и Азербайджана.
И вот в связи с пандемией, кран у ЦБ сорвало. По данным ЦБ, с начала марта наличная денежная масса увеличилась в 10 раз больше, чем за весь прошлый год: в обращение был выпущен почти триллион рублей наличных.
Почему это произошло? Люди опасались, что в период карантина банки не будут доступны, поэтому нужно снять наличные. По данным ЦБ, физлица активно закрывали вклады с 15 по 25 марта, опустошив счета на 616 млрд рублей. После того, как президент объявил о введении налога на депозиты. В апреле, этот показатель вырос в 4 раза. Суммарный лимит по этим операциям, по сути представляющим из себя денежную эмиссию на покрытие оттока клиентских денег, был повышен с 1,5 до 5 трлн рублей с 1 апреля.
Такое обилие наличных, безусловно начало играть свою роль в развитии теневого бизнеса. Сейчас с уверенностью можно сказать, что официальная статистика снижения оборотов торговли не отражает реальной картины. Если до начала кризиса теневая, то есть неучтенная экономическая активность составляла 40% ВВП, то сейчас, с увеличением наличных в обороте в 10 раз, она уже больше, чем официальная.
Подействовал извечный российский закон - чем хуже тем, лучше. Это загадочный чисто российский (украинский, казахстанский, и так далее) феномен, десятилетиями изучался западными экономистами. Они так и не поняли, как что-то можно планировать в бывших республиках СССР, когда любое десятилетиями испытанное на Западе решение, в России имеет совершенно противоположный результат.
Если предположить, что рано или поздно кризис закончится, и экономика начнет возрождаться из ямы, в которую её загнали карантинными мерами, то теневая экономика будет развиваться в 2 раза быстрее.
И единственным способом раз и навсегда покончить с черным налом, будет полный запрет наличных денег в стране. К чему мы, по всей видимости, сейчас и идем. Но, учитывая закон рефлексивности Джорджа Сороса, который является главным законом экономики России - отмена наличности приведет к дальнейшему росту теневой экономики. Поскольку тогда на первый план выйдет биткоин и другие криптовалюты, обеспечивающие конфиденциальный нерегулируемый оборот денег.