У ДИТ Москвы, кажется, есть техническая возможность просматривать как голосовал тот или иной москвич по поправкам в Конституцию, а в случае необходимости – менять его выбор.
Как сообщают наши добропорядочные прихожане, ДИТ сам генерирует приватные ключи голосующих:
«Сначала ты авторизуешься, устанавливается соответствие тебя и паспортных данных. Затем ты кликаешь "ладно, уже дайте мне бюллетень". Тебе прилетает страничка, где с той стороны тебе присылают твой "publicKeyID" и "votingID" (кстати второй написан с ошибкой, как voitingID, ну ладно). Если есть публичный ключ, значит есть и приватный, которым, собственно, подписывается запись. И ключ этот сгенерил не я».
Если вы, как и наш пастор, ничего не поняли, объясняем:
Система с открытым ключом устроена так – для генерации электронной подписи используется приватный ключ. Его обычно хранят в тайне, потому что, обладая приватным ключом, например, от банковского приложения, можно с легкостью перевести все ваши деньги на другие счета. Публичный же ключ нужен для проверки электронной подписи. Если приватный ключ каждого из голосующих хранится в ДИТе, то там могут не только с легкостью установить, кто как голосовал по поправкам, но при желании – и переголосовать вместо него.
То есть, образно говоря, это все равно, как если бы вы на обычных выборах вместо того, чтобы заполнить в кабинке бюллетень и опустить его в урну, отдали бы бюллетень председателю УИКа, сообщив ему за кого вы хотите проголосовать. Он сам заполнит его и опустит в урну, когда вы уйдете с участка домой.
Наши прихожане говорят, что доказательств управляемости голосованием нет: «Никакой публичной информации о механизме нет, так что это нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть».
Так что это просто вопрос веры – доверяем ли мы ДИТу наши голоса?