Facebook, Google и Microsoft вкладывают миллионы💰
в «единорогов» Индонезии
Индонезия – четвертая по населению страна на Земле после Китая, Индии и США; там живет почти
268 млн человек. Это один из самых быстро развивающихся в мире интернет-рынков:
✔️ В Индонезии
197 млн пользователей, или 74% населения.
✔️ Интернет-экономика Индонезии за пять лет выросла в пять раз до
$44 млрд и является крупнейшей в регионе.
✔️ За ближайшие 5 лет она утроится: прогноз на 2025 год –
$124 млрд.
Инвесторы давно интересуются Индонезией – у них есть шанс заработать на цифровизации страны, как это было в Китае и как происходит прямо сейчас в Индии. И вот в последнее время в индонезийские технологические компании стали активно вкладываться американские техногиганты: в 2020 г. Facebook, Google и Microsoft заключили сделки в этой стране на более чем $1 млрд. Несколько примеров:
✔️
Маркетплейс Tokopedia получил $350 млн от Google вместе с сингапурской инвесткомпании Temasek.
✔️Facebook/WhatsApp и PayPal купили за «значительные деньги» 2,4% и 0,6%
суперприложения Gojek. Ранее в Gojek инвестировал Google – у него 7% компании.
✔️
Маркетплейс Bukalapak получил $100 млн от Microsoft и нескольких фондов.
💡
Gojek – это самое популярное в стране платежное приложение, а также сервис вызова такси, байков, доставки товаров и др. Tokopedia – маркетплейс, которым пользуется 93% населения страны, Bukalapak – маркетплейс, который «оцифровывает» небольшие семейные магазины. Все эти компании – единороги, то есть стоят больше $1 млрд. Gojek оценивается в $10 млрд, Tokopedia – в $7 млрд, Bukalapak - в $3,5 млрд.
Продолжится ли война США с Китаем в Индонезии?
Американские техногиганты ринулись в Азию, так как аудитория на Западе не растет. Основной прирост пользователей приходится как раз на развивающиеся рынки. Но ЮВА – стратегический рынок и для Китая: его компании давно вкладываются в местные стартапы: например, в маркетплейсы Tokopedia и Lazada инвестировала Alibaba, в суперапп Grab вложился китайский Didi и т.п. Китайские сервисы и сами активно
набирают аудиторию в Индонезии.
Станет ли Индонезия еще одной, после Индии, ареной борьбы Китая и США? Индия, как мы знаем, после конфликта с Китаем и обещаний денег от США, начала банить китайские приложения. Но руководство Индонезии известно более мягкими нравами, и у него нет явного антагонизма в политике. Поэтому инвесторы
охотно вкладываются в Индонезию: число сделок в стартапы с 2016 по 2019 гг. почти удвоилось, средняя сумма сделки тоже выросла в два раза. Тогда как инвестиции в Китай становятся все более рискованными.
Что еще почитать про движуху в ЮВА, Индии и Китае
✅ Как китайский хайтек завоевывает Юго-восточную Азию:
часть 1,
часть 2,
часть 3.
✅ Как Марк Цукерберг
осваивается в Индии и ЮВА: инвестиции в GoJek, музыка и суперапп.
✅ Индия вместо Китая?
Как мировая элита
готовит новый плацдарм для производства товаров и услуг.
✅ Больше половины индийских единорогов финансируются китайцами
_______
Source:
https://t.me/zenleaks/2906