Марш Мендельсона для ослов, не обзываю – констатирую. Ещё 17-летним он пишет увертюру к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Но то был лишь первый музыкальный «эскиз», который Мендельсон значительно позже "доработал", дополнив 10 частями и превратив в сюиту. И вот в октябре 1843 года впервые грянула «Ослиная свадьба».
Для тех, кто не видел «Сон в летнюю ночь», рассказываю. В этой пьесе Шекспира несколько сюжетных линий и одна из них – ссора царя эльфов с супругой. Разгневанный муж даёт поручение подчиненному «залить глаза» волшебным зельем негоднице, чтобы та, влюбилась в первого же попавшегося, когда проснётся.
«Первым попавшимся» стал осёл, вернее ремесленник с головой осла. Позже она «прозревает», то есть расколдовывается и возвращается обратно к царю-супругу. Однако в состоянии «помрачения» успевает обручиться с «животным». Последний, кстати, решает - ему всё приснилось – ну да, что с осла взять!
Скорей всего Мендельсон рассуждал примерно в том же музыкальном ключе: помпезная мелодия, более напоминающая начало атаки, должна была подчеркнуть весь идиотизм комедии положений. Осёл, женящийся под военный марш на «ослеплённой» дурочке!
Но, как же получилось, что издевательство Мендельсона потом стало, чуть ли не его благословением? Первый раз не в театральной обстановке это сочинение прозвучало для молодоженов спустя четыре года после премьеры. Вряд ли, провинциалы из небольшого городка Тивертон знали досконально творчество Шекспира. Наверное, сработал метод «случайного тыка»: «Дорогая, я на досуге услышал отличную музыку, давай под неё поженимся!» Естественно, полноценной "раскрутки" такой «пиар» не принёс.
Зато, 25 января 1858 года бракосочетались кронпринц Пруссии Фридрих Вильгельм и британская принцесса Виктория Аделаида. Английская Вика самостоятельно искала музыкальное сопровождение и нашла: под оперу Вагнера «Лоэнгрин» её вели алтарю, а под Мендельсона новобрачные выходили из церкви. И родилась мода!
С тех пор, на свадьбах по всему миру звучат обе мелодии, но побеждает с большим отрывом, конечно же, Мендельсон. Не удивительно, если сказать пару слов о сюжете оперы «Лоэнгрин»: в финале невеста не верит жениху, тот оставляет её, и она умирает от горя.
Мораль: лучше жить с ослом, чем умереть «брошенкой». А вот мужики в обеих историях выглядят скверно.