Депутатом Емельяновым, предлагающим карать за публикацию сведений, способствующих введению санкций против России, вероятно, двигают самые благие намерения. Санкции – это объективная реальность за которой стоят субъективные интересы наших «партнеров», и на обозримое время они вряд ли исчезнут. При этом действия, умышленно или в силу эксцесса способствующие увеличению санкционного бремени, безусловно, наносят России ущерб.
Однако, существует ли смысл во введении дополнительного состава преступления для борьбы с этой угрозой? Полагаем, что если человек идет на подобные действия сознательно, то его поведение можно описать как «совершенное гражданином Российской Федерации оказание консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации», что соответствует диспозиции статьи 275 уголовного кодекса «Государственная измена».
Если же умысел на нанесение ущерба отсутствует, и публикуя ту или иную информацию наш герой объективно не мог предвидеть возможности негативных последствий и не стремился к их наступлению – то за что его наказывать? Не является ли в такой ситуации более правильным обратить внимание на тех, из-за действий или бездействия которых доверенная им потенциально опасная для интересов государства информация оказалась доступной для посторонних, выложивших ее на всеобщий доступ?