На второй неделе самоизоляции и ограничений для малого и среднего бизнеса доля работающих предприятий выросла с 39,5% до 44,4%. Также увеличилась выручка - если в первую неделю она составила 35,6% от показателей начала марта, то во вторую уже 44,3%.
Продемонстрировали рост:
• продажа автотоваров, стройматериалов, инструментов, товаров для дачи и садоводства,
• салоны связи,
• автосервисы,
• шиномонтаж (95% от доходов на начало марта),
• предприятия в сфере ЖКХ (85%).
Падение (до 80-90%):
• пивные магазины и алкомаркеты,
• аптеки,
• зоомагазины,
• салоны красоты,
• фитнес-центры,
• магазины одежды, обуви, парфюмерии, книг, ювелирных товаров, текстиля для дома.
По регионам ситуация отличается. В Москве рост 2,8%, в Белгородской, Тамбовской, Ленинградской, Иркутской областях, республиках Алтай и Калмыкия - от 10,2 до 12.2%. В Краснодарском крае, отличившемся наиболее жесткими ограничениями в логистике, падение на 2,7%.
Рассматривать оживление бизнеса как положительный тренд ошибочно. Предприниматели отчаянно пытаются компенсировать потери, где-то опираясь на решения местных властей, где-то действуя самостоятельно. Без серьезной государственной поддержки ситуацию не стабилизировать. Отсрочка по налогам - это хорошо, но мало. Все ждут обещанный вчера правительством дополнительный пакет мер.