На совещании о развитии банковской сферы президент сегодня справедливо
отметил, что
на фоне снижения процентных ставок растет интерес к покупке ценных бумаг, «а это по определению более рискованно, чем банковские вклады». И призвал «защитить интересы людей, которые вкладывают свои деньги в рынок ценных бумаг, но при этом не являются, конечно, профессиональными инвесторами». И, вроде, все действительно справедливо.
Но вот как только начинаешь смотреть на то, как именно наш ЦБ планирует действовать для защиты инвесторов, как он собирается не допустить появления новых «обманутых дольщиков»,
начинаешь уже сильно беспокоиться. Есть подозрение, что обманутыми при этом будем считать себя мы все.
А иначе как рассматривать, например, вот это: в январе по инициативе ЦБ в Госдуму был внесен
законопроект,
согласно которому будут ограничены вложения неквалифицированных инвесторов? И ладно бы речь шла о сложных структурных продуктах. Но нет, совсем не только: Банк России предлагает лишить физлиц возможности покупать любые облигации эмитентов, чей рейтинг ниже значения BBB- по шкале S&P или ниже верхней строки национальной рейтинговой шкалы
. То есть предложение простое: по сути, разрешить физикам покупать только ОФЗ, малую часть региональных и муниципальных облигаций, ну и облигации очень небольшого ряда эмитентов корпоративного сектора.
Круто выглядит борьба с рисками у нашего ЦБ: а давайте просто запретим большую часть инструментов для вложений, вот рисков и не будет. Правда, с развитием финансового рынка и повышением доступности финансовых услуг такая борьба ничего общего не имеет.
Во-первых, физлица лишатся доступа к значительной части рынка. Приведет ли это к чему-то хорошему? Нет. Недавно г-жа Набиуллина выражала беспокойство на тему «пузыря» на рынке недвижимости, но сама же делает все для его появления.
Люди могли, уходя с депозитов, пойти на рынок облигаций и шли на него, но ЦБ и тут решил создать препятствия. А значит, давление свободных денег на рынок жилья только усилится.
Во-вторых, на фоне растущего числа ограничений на легальное инвестирование, начнут расти предложения разных схем, чисто мошеннических или же очень близких к ним.
Очевидно, что если инвесторы хотят доходность больше, чем ставка по депозитам в банке, а легальный рынок им этих возможностей не дает, то на рынке найдется хорошее предложение, будьте уверены. Вот только защиты инвесторов тут точно никакой не будет.
Ну и, в-третьих, и это вообще ни в какие ворота не лезет. Только лишь рынок облигаций пошел в гору, только по-настоящему стали возможности займы компаний МСБ, а компании стали ориентироваться на деньги не только крупных банков и институционалов, но и на розничных инвесторов – то есть только лишь наш рынок начал становиться просто «нормальным» – как следует предложение все это прикрыть.
И если раньше Банк России банковское регулирование выстраивал так, что кредит фиг получишь, то теперь он и рынок облигаций решил «прихлопнуть». Где брать бизнесу деньги, ЦБ при этом не поясняет.
Ну и логичный вопрос в конце:
а зачем было нужно все то регулирование, что ЦБ годами насаждал, все те правила и нормы, все эти требования как к инвесторам, так и эмитентам, если сам же ЦБ не считает их эффективными? То есть годами растущие для всего рынка издержки на соответствие всем этим требованиям настолько не имели никакого толка, что обычному физлицу нельзя будет инвестировать ни в облигации Ленты, ни Азбуки вкуса, ни Уралкалия и Еврохима, ни Детского мира, ни Черкизово и так далее и так далее. Зачем тогда вообще такое регулирование?