На ЭТМ вместе с нерешающимися экономическими и организационными проблемами продолжает гореть маленький огонёк рабочего движения.
Активисты пытаются организовывать собрания рабочих, митинги и забастовки. А на днях появилось
предложение по замене профсоюзного руководства на заводе. Но в супротив этому зазвучали скептические настроения:
"
Что может профсоюз? Нет у профсоюза реальных механизмов по защите своих членов, от слова совсем. И никакие перевыборы президиума и председателя профсоюза этой ситуации не изменят.
"
Хотелось бы согласиться с данным комментарием и поддержать инициаторов профсоюзного "переворота", но увы...
Существующий профсоюз (как и на других предприятиях) может раздавать конфеты перед новым годом, устраивать концерты и спортивные мероприятия, выдавать путёвки в дома отдыха (если таковые ещё имеются), но он не может быть настоящим профсоюзом.
Профсоюз может быть только боевым или не быть им по факту, а просто так называться.
Боевой же профсоюз — это тот, который ведёт постоянную борьбу за улучшение положения рабочих, к тому же, не только своих членов, но и всех остальных трудящихся завода (которые лишь по каким-то причинам ещё не его участники). Основным оружием боевого профсоюза является забастовка и сопутствующие ей акции. А силой профсоюза является солидарность трудящихся - готовность поддержать друг друга в борьбе.
События показывают, что на ЭТМ боевой профсоюз в становлении! И формальность по "захвату" жёлтого профсоюза может легко произойти, когда боевой уже будет. Но хватит ли ему сил состоятся? Вопрос трудный, так как даже существование предприятия не гарантировано.
Что же делать активистам?
Как показывает практика, просто добиться забастовками выплаты образовавшейся задолженности будет недостаточно, ведь сейчас выплатят, а через месяц снова будет задержка и рабочие никак не смогут это предугадать и своевременно предотвратить.
Поэтому нужно обеспечить информированность рабочих о состоянии дел и их участии в распределении финансовых средств. Для этого нужно внести соответствующие положения как в коллективный договор, так и в устав предприятия.
К началу сентября нужно уже проработать этот механизм, ознакомить с ним всех рабочих, выслушать критику и предложения. А на конференции по коллективному договору вынести это предложение (а лучше проект колдоговора с этим решением) на принятие. Если активисты будут убедительны, то рабочий актив их поддержит вплоть до проведения нужным мероприятий (митинг, забастовка)
Также задолженность является ничем иным, как виной руководства предприятия, а значит — нужно требовать от ФДМУ разъяснений о назначенных ими директоров и их наказания ввиду невыполнения должностных инструкций (как минимум, отсутствие средств в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ заработном фонде, согласно устава).
За поддержкой нужно, в том числе, обратиться к харьковчанам, ведь деиндустриализация Харькова ничего хорошего рядовому жителю не принесёт. Из более полутысячи харьковских заводов и фабрик, которые были на момент 1991 года, выжили, пусть и с серьезными потерями, несколько десятков. И промышленная разруха в Харькове продолжается - то и дело появляются новости о задолженностях по ЗП. Среди должников Электротяжмаш, Укрэлектромаш, коксовый, подшипниковый и станкостроительный заводы, Метрополитен и Теплоэнергомонтаж, хлебзаводы и другие предприятия. Почти 18 тыс. человек не получают свои деньги. У этих рабочих есть семьи, а значит задолженность на прямую касается примерно 50 тыс. человек. В общей массе проживающих это, конечно, не так уж и много, всего 3-4%, то есть, каждый 28 человек. Поэтому, если лично Вас это не коснулось (пока), то одного из Ваших знакомых, наверное, уже настигло. И это официальная статистика, что таит тёмная сторона рабочих отношений неизвестно.