Ох уж эти биологические аналогии. «Республики бывшего СССР никогда не смогут снова стать единой страной, потому что отрубленную конечность невозможно пришить обратно спустя 30 лет. Шах и мат, красконы!»
А почему феодализм так быстро расцвёл и затух - в сравнении с "предыдущим строем"?
И где прописана обязательность долгого развития? Капитализм как раз таки и характеризуется, в отличие от того же феодализма, быстрым развитием и средств производства - из-за того что сами средства производства порождены человеческим трудом, то есть зависят полностью от труда самого человека - то есть скорость изменений растёт условно "в квадратичной последовательности" - в отличие от предыдущей "арифметической"
Кстати, почему так вышло, что вроде как более древние и более продвинутые в Средние Века цивилизации Востока сами не разродились капитализмом, а получили его уже по сути импортированным из Европы, которая в Средневековье была этакой жопой мира? В их новом было меньше заложено признаков новейшего?
мне кажется что в связи 1) с богатым опытом античности, на который можно опереться и 2) с христианством, которое резко отделяет разумного человека от неживой природы, а значит человек может её передывать и обрабатывать. В исламе есть недостаток — «предопределение» мешает.
1) богатый опыт античности в Европе был успешно просран в Средние века, в эпоху Возрождения европейцы заново с ним знакомились, ввозя книги и произведения искусства европейской античности из арабских стран 2) то есть у нас религия определяющий фактор, а не вытекающий из базиса?
В том смысле, что для выживания нужно иметь дом, одежду, пищу, что нужно торговать этими вещами и нужно разделение труда, это во всех обществах очень важно. Никакая религия не поможет, если нет пищи или торговли.
Почему религия должна непременно вытекать из базиса? Если я хочу иметь дом, одежду и пищу, то это как-то связано с религией или, может, никак не связано?
Тут нужно абстрагироваться от кухонных суждений и смотреть глобально. Простой пример: в христианстве ростовщичество считалось греховным делом, но как только это стало значительной частью экономической жизни господствующего класса церковь стала спокойно к нему относиться.