После того, как странно шли заседания по делу сотрудников
Baring Vostok, удивляться решению арбитражного суда Амурской области нет
никакого смысла. В целом, все очень похоже: самый честный и неподкупный суд не слушает аргументы одной из сторон, полностью поддерживая позицию другой стороны, да и вообще не намерен разбираться в вопросе тщательно. Еще и заседание проходило в закрытом режиме. В фонде уже заявили о намерении обжаловать решение в кратчайшие сроки, но все идет к тому, что Аветисян все же получит контроль над «Восточным», да и тот факт, что Калви не приехал на ПМЭФ косвенно это подтверждает.
В целом, все логично. Калви же предупреждали, что партнер из Аветисяна весьма сомнительный, так что в этом случае риски реализовались в полной мере и даже больше. Кстати, случай с «Восточным» еще раз показал, как банкстеры, даже если они не в курсе о состоянии банка, вертят весь банковский надзор ЦБ. Судите сами, ЦБ требует доначислить резервы и провести допэмиссию, и если с первым банк неожиданным волшебным образом справляется, то требование о допэмиссии сначала игнорируется и не исполняется, потому что невыгодно одному из акционеров, а потом вовсе блокируется за счет решения суда, так как допэмиссия, по мнению амурский судей, размоет долю Аветисяна.
Смешно то, что план финансовой устойчивости был предложен еще в декабре, и он до сих пор не реализован. Такое ощущение, что изворотливый Аветисян и на этот раз сумеет сохранить «Восточный» на плаву. Иначе почему ЦБ еще не вмешался в этот треш? Второй месяц подряд банк не выполняет норматив H1.1 с учетом надбавки, при этом в апреле он не выполнялся вообще постоянно, при этом банк не может существенно сократить убыток, оставаясь лидером по убыткам среди всех банков страны (за январь-апрель убыток составил 5,89 млрд рублей, хуже дела только у МИНБа, который вообще улетел в ФКБС в конце январе). Как нам напомнили участники чата, при этом у банка внезапно появились привлеченные средства Минфина на 20 млрд рублей, хотя «Восточный» явно не соответствует требованиям размещения средств федерального бюджета. Так чего мы удивляемся тому, что при всей токсичности Аветисяна в банка еще не пришел десант из ЦБ? У него уже и председатель правления есть готовый, тоже
весьма своеобразная личность.
Руководство Банка России пытается не допустить падения банка из топ-50, поэтому позволяет подобные вольности, а Аветисян, при всей его токсичности, это понимает и пользуется весьма эффективно сложившейся в его пользу ситуацией? Весьма сомнительная практика для регулятора, конечно, потому что рано или поздно с такими дельцами банк все равно рухнет, а разгребать это придется именно ЦБ. Впрочем, на докапитализацию у Аветисяна, судя по всему, нет денег, так что есть серьезная вероятность повторения привычных сценариев: как только контроль будет получен окончательно, активы из банка будут выводиться быстро и много, а потом уже снова будут новости о внезапно обнаруженных дырах, обещаниях все вернуть и всех наказать. Этот сценарий подтверждается еще и тем, что ряд кредиторов, по слухам связанных с одними из акционеров, упорно не платят по кредитам. В общем, сколько бы зампреды ЦБ нам не рассказывали сказки об эффективной и успешной работе по оздоровлению и расчистке сектора, некоторые по-прежнему оказывают ровнее других.
Так что может и хорошо, что в этой истории чуда не произошло, потому что иллюзии относительно существования условий для нормального ведения бизнеса должны рассеяться окончательно. Если у тебя есть друзья из хороших правильных семей, а с собственной совестью удается договариваться, то открывается множество дорог, который приводят к успеху – к поместью в Италии, например. И совершенно не важно какой ущерб будет нанесен стране, другим акционерам, клиентам и т.п., потому что такие товарищи не собираются здесь оставаться.
P.S. А инвестиционная репутация России, кстати, стоит всего
30 млрд рублей.