Эми Грин
Гарри Поттер и дары политической корректности
…Несмотря на то, что Роулинг с самого начала показывает нам как гнусны и мелочны персонажи, отстаивающие «чистоту крови», мы видим двойственность ее отношения к существам вроде домашних эльфов и их бедственному положению. Разумеется, поскольку повествование ведется практически все время от лица Гарри, можно сказать, что представленные в романах оценки и взгляды принадлежат ему, а не автору. Однако некоторые сюжетные ходы и высказывания персонажей ставят такое утверждение под сомнение. Как будет показано ниже, персонажи вроде Дамблдора отнюдь не выступают за немедленную отмену рабства и всеобщее равенство. Напротив, мы неоднократно сталкиваемся с проявлениями чудовищного расизма в отношении нечеловеческих и получеловеческих видов. По причине последовательной дискриминации и отчуждения Другого домашние эльфы продолжают оставаться порабощенными, а другие существа оказываются на грани вымирания.
В то время как миры маглов и волшебников почти не пересекаются, обитающие внутри мира волшебников не- и недочеловеческие виды страдают не просто от отдельных проявлений жестокости. Волшебники и волшебницы обычно демонстрируют либо презрение, либо осторожное любопытство к миру маглов, но занимают гораздо более враждебную позицию по отношению к тем, кто внутри их собственного общества представляет опасность для человеческой идентичности. В романе «Гарри Поттер и Орден Феникса» читатели вместе с главным героем попадают в Министерство магии. Большую часть главного зала Министерства занимает «Фонтан волшебного братства», «представлявший собой золотую скульптурную группу крупней, чем в натуральную величину, в центре круглого бассейна». Волшебник занимает центральное место в группе, его окружают волшебница, кентавр, гоблин и домашний эльф. По словам рассказчика, «последние трое смотрели на волшебницу и чародея снизу вверх, с обожанием». Сам Гарри не говорит ни слова об удручающем символизме фонтана, так как обеспокоен решением суда по своему делу (его будут судить за использование магии вне Хогвартса). Напротив, он обещает себе бросить в фонтан несколько монет, если ему удастся избежать исключения. Позиция Гарри, эгоцентричного подростка в состоянии кризиса, скорее всего совпадет с позицией многочисленных молодых читателей романов о нем, однако взрослому читателю не составит труда распознать идеологическую заряженность этой композиции. Центральное положение мужчины-волшебника влечет за собой тревожные выводы: не только волшебница в восхищении созерцает своего коллегу — то же самое делают и прочие существа.
(читать дальше)