Size: a a a

2021 November 17
PhilosophyToday
«Сегодня исследователь современной философии Максимилиан Неаполитанский начинает на „Ноже“ цикл текстов о Жиле Делезе». Прости нас господи, грешных!

А теперь к программе телепередач и публичных мероприятий на четверг, 18 ноября, Международный день философии.

Часть I Онлайн

11:30 Пресс-конференция «Иски о ликвидации „Мемориалов“: абсурдные, незаконные и опасные для общества». Людмила Улицкая, Владимир Лукин, Александр Черкасов и др.

12:00 Международная конференция «Философия и общество: 100 лет Института философии РАН» (до 19.11). Андрей Смирнов, Александр Чубарьян, Владимир Филиппов, Геннадий Бурбулис, Алексей Козырев, Борис Марков, Владимир Порус, Вадим Васильев, Нур Кирабаев, Абдусалам Гусейнов и др.

15:00 Круглый стол памяти Ивана Гобозова «Ценностные основания, критерии, ориентиры социальной нормативности и постсекулярный разум». Алексей Козырев, Татьяна Покровская, Карен Момджян, Вадим Васильев, Елена Брызгалина, Анна Костикова, Вадим Кржевов, Дагмар Миронова и др.

16:00 Презентация книги Паоло Пиццоло «Eurasianism. An Ideology for the Multipolar World».

17:00 Дискуссия «Как возродить местное самоуправление в России?» 1) Никак, особенно после нового закона о публичной власти; и 2) уж не с Василием Гатовым и Вадимом Штепой в качестве спикеров сего мероприятия.

18:00 Марчелло Гардзанити «Максим Грек: от исправления текста к исправлению человека и общества».

18:00 Борис Успенский «Воцарение Петра I. Новы взгляд на старые источники».

18:00 Ольга Семухина «The Decriminalization of Domestic Violence in Russia».

19:00 Элла Панеях «Стационарный бандит».

19:30 Yavuz Kose «The Armeno-Turkish Manuscripts and Prints in the Mekhitarist Congregation in Vienna».

20:00 Артем Рондарев «Жанр в эпоху интернета».

Часть II Офлайн

19:00 Москва: Презентация книги Марии Савостьяновой «Дизайн сегодня» (Гараж).

19:00 Москва: Дискуссия «„Мистическое томление“. Поэзия Серебряного века и философия Владимира Соловьёва» (Новая Третьяковка). Михаил Шапошников, Дина Магомедова, Владимир Сидорин, Сергей Соловьев.

19:00 Москва: Презентация книги «Бумажный Театр» Милорада Павича с иллюстрациями Андрея Казило (ВГБИЛ).

19:30 Петербург: Презентация книги Елизаветы Южаковой «Графические миры Василия Владимирова» (ЕУ).

19:30 Москва: Алексей Масляев «Становление социального искусства. новое искусство места и искусство участия» (ММОМА).

19:30 Петербург: Презентация книги «Поэтика феминизма» (Порядок слов). Лолита Агамалова, Елена Костылева, Дарья Серенко, Екатерина Симонова, Марина Тёмкина, Елена Фофанова и др.

Часть III Дни рождения

Джордж Гэллап (120)
Александр Силкин (45)
источник
2021 November 18
PhilosophyToday
Никак точно 90-е возвращаются: появился новый журнал. Вот, что про него пишут в сети: «Встречайте новый журнал „Антропологии/Anthropologies“ и его первый номер, подготовленный и переведенный Е. И. Филипповой. Журнал планирует обсуждать историю (множественных) антропологий и современное состояние дисциплины. В планах на будущий год — (№ 2) обсуждение понятия постколониализм применительно к антропологии постсоветского пространства и (№ 3) новейшие истории этнологий/антропологий в Европе».

Статьи угарные. Типа «О препятствиях на пути „зеленого“ пчеловодства во Франции» или «Политэкономия натрона в регионе Борку».

И к вопросу о деколонизации, столь важному для антропологов. В номере опубликованы статьи исключительно зарубежных авторов. Местным отдано почетное право писать на нерусских авторов рецензии и некрологи. Как учит клогер Базедов, чтобы все так делали!
источник
PhilosophyToday
Известная документалка про современных философов Examined Life (2008) начинается с кадров Авитал Ронелл, разгуливающей по улицам Нью-Йорка и рассуждающей о философском опыте, который требует быть «мега-этичным». О том, что затем случится с поклонницей новой этики и главным распорядителем наследия Деррида в США читайте здесь, здесь, здесь и здесь.

А мы возвращаемся к старому формату сумм. И сегодняу нас

Сумма против новой этики

Если вы все еще сторонник новой этики, то, скорее всего, вас просто еще не пробовали отменить. Как это выглядит в американском заштатном университете — наглядно показано в сериале «Кафедра» (2021). Впрочем, некоторые, как историк и феминистка Мэри Бирд, считают, что масштаб проблем преувеличен.

Мы уже писали, что главный фронт культурной войны проходит между старыми евреями просветителями и молодыми геями феминистками. Таков и кейс Питера Богосяна. Подробнее здесь и здесь. Тыкайте ссылки смело — они в основном на русском.

Но и в лагере новой этики тоже не все славно. Фем-движ расколот по вопросу трансгендеров. Иногда транс-эксклюзивные феминистки, даже с мировым именем, страдают. И дело не только в Роулинг. Например, в случае с профессором Кейтлин Сток, как и в случае с Богосяном, победила молодость.

Ярая антисоветчица Энн Эпплбаум находит много общего между сталинскими тройками и экспресс-судом новой этики. О том, какая судьба ждет людей, которых осудил «новый комсомол», и какова жизнь в «добром ГУЛАГе» читайте в ее большом эссе. Там она повторяет известный тезис Лаврентия о том, что новая этика — это новый пуританизм.

Но иногда они сопротивляются. Не так уж давно 183 мировых интеллектуала подписали короткое воззвание против новой этики. И потом получили по заслугам.

Так что же такое новая этика? Откуда она взялась и почему ее нужно (не)бояться? Не обязательно бежать в магазин за книжкой от «Ножа». Вполне достаточно (и необходимо) ознакомиться с мнением Артема Магуна (здесь и здесь), письмом Эдварда Скидельски отечественному читателю и статьей о том, каковы три главные проблемы новой этики, с которыми она не справится от Дмитрия Кралечкина.
источник
PhilosophyToday
Дмитрий Кралечкин

Платон и заборы

Платоновская дихотомическая схема в «Политике» определяла политическое искусство реактивно, то есть как искусство отдаления, которое достигается различными защитами и преградами. Политика — дело заборов, стен, занавесов и одежды. Возможно, сокрытие чего-либо, контейнирование в одежде или пещере, не является первоначальным политическим жестом, то есть это всего лишь побочный продукт решения другой, более странной задачи — увеличить дистанцию, сделав ее в то же время управляемой, точечной, податливой.

Политическое в этом плане начинается с лежачего полицейского: простая, прямая и вроде бы нейтральная для всех дорога, по которой можно пойти как от нас к вам, так и от вас к нам (вторжение/аншлюс), подвергается политической кодировке в тот момент, когда на ней появляется рукотворная выбоина, вал и т. п. — все то, что технически, измеримо и предсказуемо увеличивает, или наоборот укорачивает, нейтральную дистанцию, де-нейтрализуя ее в ту или иную сторону.

Вопрос в том, кто поставит лежачего полицейского первым.

(дальше тут)
источник
PhilosophyToday
Вручение премии «Пропагандист-Надомник» ака «Просветитель» прошло в лучших традициях новогоднего огонька НТВ 90-х: «Как и в прошлом году, собравшихся зрителей ждала театрализованная постановка: крыша „Цветного“ на вечер превратилась в „Просветитель Space“, посетителями которого стали обычные люди: подростки, бизнесмены, домохозяйки».

Логично премию дали американским мракобесу Докинзу и пропагандисту Роудсу, антисоветчику Эппле и ковидобеске Якутенко. Также получил премию биологизатор Винарский и еще за что-то дали немного библиотечке «Квант». Вы не поверите, она еще существует.

В общем, все как обычно. На дворе ноябрь 1995 года, только что вышла книга Докинза «Река, выходящая из Эдема», и десять лет как книга Роудса о том, как янки сварганили «Малыша» с «Толстяком», о чем пораженной постсоветской публике с придыханием рассказывают с голубых экранов телевизоров телепросветители. Только-только начинается истерика о «Проблеме 2000», которая еще не заслонила разговоры о том, как мы все провалимся в озоновые дыры. Из каждого утюга говорят о преступлениях сталинизма, и школьники сдают в макулатуру книги библиотечки «Квант».
источник
2021 November 19
PhilosophyToday
Заголовки Дня философии:
— Бахтин знал советского человека
— Газета «Правда». «Ленин — типически русский человек»
— В Тамбове в СИЗО-3 провели литературный вечер по Достоевскому
— Антифа в США толпой напали на женщин-любительниц бани. В сети недавно стал доступен довольно любопытный доклад публициста и философа Константина Фрумкина, посвященный этим явлениям
— Завершился прямой эфир разговором о веломаршруте, который протянется, подобно пути известного русского прозаика и философа Александра Радищева, из Санкт-Петербурга в Москву
— Философ Ивана Карасман: феминизм будет приобретать все более радикальные формы

А теперь к программе телепередач и публичных мероприятий на пятницу, 19 ноября.

Часть I Онлайн

02:00 Lorenzo Ravano «The Global South and the History of Political Thought».

17:00 Круглый стол «Власть факта: цифровой архив и формирование культурной памяти». Елена Пенская, Михаил Павловец, Сюзанна Франк, Борис Куприянов, Фекла Толстая и др.

18:00 Джеймс Верч «Педагогические дискурсы истории и памяти в многонациональном мире».

19:00 Лада Цыпина «Созерцать как мистик, вдохновляться как поэт, выражать, как ученый: алгоритмы научного творчества».

20:00 Алексей Власов «Информационные теории сознания. Какие перспективы?»

Часть II Офлайн

10:00 Петербург: Конференция «Быть как дети? Инфантилизация и границы взросления сегодня» (ЕУ, до 20.11) Ирина Дуденкова, Анна Винкельман, Валерия Левчук, Светлана Ерпылева и др.

19:00 Екатеринбург: Нина Хрущева, Виталий Дымарский «Хрущев против Сталина» (Ельцин-центр).

19:30 Москва: Валерия Путинцева-Арданская «Медиана между общественным и личным: капитализм социальных медиа» (ММОМА).

19:30 Петербург: Расширенная лекция «Борис Клюшников. Введение в философию Алена Бадью» (ДК РОЗЫ).

19:30 Петербург: Юрий Пальмин «Щит Персея: архитектура в зеркале фотографии» (Новая Голландия).

19:30 Москва: Арина Гомазова «Минимализм в мегаполисе. Япония» (Некрасовка).

20:00 Москва: Кирилл Рогов «Когда начальство ушло: нации и государства на пути к (не)свободе» (ДК Рассвет).

Часть III Дни рождения

Михаил Ломоносов (310)
источник
PhilosophyToday
В свежем «Лабораториуме», который вышел 15 ноября, типа переосмысляют соседство. Тут же великий русский урбанист и сосед, трижды заканселенный за харасмент, мизогинию и алименты, Петр Иванов, который всегда хорошо пишет за все хорошее, за Навального и устраивает во дворе праздник соседей за свой счет, вдруг выступил… против самоорганизации и соседей! Вот что с людьми делает остракизм в Сибирию! В общем, хороший номер. В котором объясняют, что все эти разговоры про самоорганизацию и добрососедство — наивный и опасный бред.

PS: Хороший сосед — мертвый сосед.
источник
PhilosophyToday
В сети Интернет пишут, что на русский язык в издательстве Индивидуум, которое мы не любим и в котором публикуют всякое просветительское говно и "Полину Аронсон", а главред которого сбежал из РФ в столицу Третьего Рейха город Берлин, выходит в свет эта провокационная книжка! Известный работой на Путина, а также неконвенциональным поведением в соцсетях, театральный критик Вилисов, которого также многократно пытались заканселить, требует немедленной отмены издательства.
источник
PhilosophyToday
В общем, встречайте Сокал&Брикмон 2.0. Книга представляет собой наезд на все хорошее, от феминизма до всеразличных стадиз, со стороны просветителей и околонаучных мракобесов. Забавно, что в русской википедии книге, которая вышла всего год назад, посвящена огромная статья, размером превосходящая англоязычную версию. И при этом… полностью игнорирующая критические отзывы о книге. Не то, чтобы их было много — так как авторы книги Линдсей и Плакроуз заканселены честными людьми, а книге объявлен бойкот — но они есть, и они в русскоязычной вики, которую, как известно, контролирует пронавальнистская мафия просветителей, оказались silenced.

Повторяем снова, что сегодня антагонизм не между Путиным и Навальным, не между Россией и Западом, не между Жижеком и Питерсоном, а между старыми евреями просветителями и молодыми геями феминистками.
источник
PhilosophyToday
Направленности слова "квир"

Квир - это учение о том, что все есть социальный конструкт. Оно возводит себя к образу мысли французских философов 60-70х гг. Но есть и отличия. Самый знаменитый французский философ 60-х гг, Мишель Фуко придумал, что надо изучать не историю идей, а "археологию знания". Это когда ты читаешь 100500 текстов, выделяешь в них особенности словоупотребления и исходя из этого понимаешь, что в то или иное время значило то или иное выражение. У тебя получаются такие правила, "ряды специфических сочленений", иначе говоря "дискурс". В разные эпохи разные правила. И меняются они не постепенно, не на пол-шишечки, а резко, рывком, без вазелина. Это называется разрыв, сдвиг. Похожие теории есть у постпозитивистов Томаса Куна и Имре Лакатоша. Там тоже научные парадигмы и исследовательские программы меняются, а никакого флюида, никакой идеи, никаких законов природы за этим делом не стоит. Это выраженно антителеологический, антирационалистический, антисциентистский подход. Типа мир неразумный, а знание описывается как материальная вещь.

Что важно в этом подходе. 1)Знание - социальный феномен 2)Знание - непластичное, жесткое, его нельзя изменить (все эти эпистемические плиты стыкуются друг к другу без перехода, в предыдущей нет семян следующей, почему да не почему, фак ю зетс вай. Чтобы описать этот парадокс  Фуко использовал выражение "историческое априори".

Короче говоря, по мнению философов прошлого, из того, что сексуальная ориентация, как и все остальное - социальный конструкт совершенно не следует, что ты ее можешь изменить. Из того что математика социальный конструкт тоже не следует, что один плюс один три. Потому что для нас один плюс один - это когда кладешь рядом два предмета. Потом конечно может случиться так, что один плюс один будет один (потому что две капельки сливаются в одну). Или один плюс один будет три (потому что у мамы и папы рождается хрюндель). Но сейчас один плюс один будет один, сорян.

Можно ли сделать какую-то революцию или ускользание, чтобы было один или три? Может быть, какой-то жест? Какая-то акция? Собраться и как-то всем вместе ассамблейно потужиться? Конечно нет! История работает по-другому. Пока люди живут вот так, понятия у них будут вот такие. А в чем именно это вот так, где она, что она есть, эта форма жизни...того нам знать не дано. По сути это просто заглушка на месте трансцендентального. Кант говорил "формы чувственности", эти говорят "правила", "живем так".

Квир же мыслит иначе. Квир мыслит вот как: "Я - очень козырная девчонка - нормативная, конвенциональная, пристроенная, по полной упакованная, но….абсолютно гетеросексуальная….но как же хочется поинтересничать! Как же хочется прибиться к престижным людям и дополнительно укрепить свое привилегированное положение в обществе! А буду-ка я теперь квир-персоной!". Или так: "Ой, мне нравятся парни, но слово гей такое грубое, такое неприличное, а я весь такой внезапный нервный..ускользающий...буду-ка я лучше квиром!". Или так: "Я мыслитель, болеющий за социальный прогресс, за смягчение нравов, против путина, верунов…..за науку, а все вещи, которые плохие, злые, тоталитарные - они социальный конструкт и обязательно рассосутся! Я за свободу! За бодипозитив! Каждый человек может хотеть чего хочет! Раньше я хотел длинноногих блондинок, но благодаря практикам (суберсивным практикам, дружок!) стал хотеть пожилых, полноватых брюнеток!". Или так "Сексуальная ориентация - это конструкт, все люди бисексуальны!". Или так "С древних времен были мужебабы, бородатые венеры древности…"

Иначе говоря, в отличие от косного структурализма ето учение совсем не склонно недооценивать совесть, мораль и роль личности в истории!
источник
PhilosophyToday
По следам нашей вчерашней публикации о так называемой новой этике в сети Фэйсбук разгрелась дискуссия. Некоторые эмигранты утверждают, что нет такой вещи, как новая этика, а есть просто борьба честных людей против всего плохого. Отвечать сами мы не будем, лучше предоставим слово автору канала Онто-ленинизм.
источник
PhilosophyToday
В рамках кампании по делегитимации нового режима КНР на территории Гонконга нерусские СМИ публикуют материал о том, как идеи фашиста Карла Шмитта повлияли на реорганизацию структур государственной безопасности и основы конституционного строя города-государства. Если не Ильин, то Шмитт…

А теперь к программе телепередач и публичных мероприятий на субботу, 20 ноября.

Часть I Онлайн

00:30 Презентация книги «The Soviet Union and Cold War Neutrality and Nonalignment in Europe».

14:00 Виктор Косаковский, Алексей Козырев, Виктор Троицкий «Лосев».

Часть II Офлайн

12:00 Москва: Свиринские чтения (Некрасовка). Алексей Исаев, Михаил Тимин и др.

13:00 Москва: День открытых дверей (Дом Лосева).

14:00 Москва: Сергей Фофанов «Венецианов вместо Малевича. Романтики современного искусства» (Новая Третьяковка).

15:00 Москва: Ольга Шин «Лабиринт истории. Анимация. Часть 2» (Музей кино).

16:00 Москва: Петр Рябов «Рождение историзма: Вико и Гердер» (Научка).

17:00 Москва: Надежда Маркалова «Краткая история спецэффектов в кино» (МАММ)

17:00 Петербург: Сергей Трошин, Дмитрий Плотников «Является ли „Яблоко“ реальной оппозицией в современной России?» (Brimborium).

19:00 Москва: Стас Тыркин «Остров Бергмана» (Художественный).

Часть III Дни рождения

Патриарх Кирилл I (Гундяев) (75)
источник
2021 November 20
PhilosophyToday
После выхода всех запланированных материалов о всемирном дне философии на сайте РИА Новости сектор ИРФ ИФ РАН ведет с 2669 просмотров про публикацию  книги о Шпете, Попове, Ильине и Франке. Против 2037 у и.о. декана философского факультета МГУ о главных проблемах современной философии.
источник
PhilosophyToday
Все так
источник
PhilosophyToday
Вчерашние рассуждения замдиректора ИФ РАН Черняева цитируют в либеральных пабликах под рубрикой «без комментариев», что значит, что публичная презентация тома по истории ИФ РАН прошла на отлично (отдельное спасибо сотрудникам РИАН, что придумали кликбейтный лид). Мы пока книжку в руках не держали, но судя по картинкам и содержанию, она должно быть толковая.
источник
PhilosophyToday
В свежем e-flux есть трансгендер Маккензи Уорк с рассуждениями о шевалье д'Эоне. На наш взгляд у отечественного исследователя Сергея Зимовца написать на ту же тему получилось получше - см. текст "Тела шпионажа", посвященный Мамардашвили в книге "Молчание Герасима".
источник
PhilosophyToday
— Говорят, там Сурков опять что-то написал.
— Да, ему добавили физики в колонки. Одной метафизики мало.
— Так ему и мел в кокаин добавлять начнут!

А теперь к анонсам публичных мероприятий на воскресенье, 21 ноября.

12:00 Москва: Нина Цыркун «Классика в кино: Музыкальные замыслы Стэнли Кубрика» (Зарядье).

16:00 Москва: Ян Левченко «Москва 1930-50-х гг. в оптике Юрия Пименова и советских кинематографистов» (Новая Третьяковка).

16:00 Москва: Дискуссия о мигрантах (Impact Hub).

16:00 Москва: Артем Хлебников «Вестерны вне США: социалистический вестерн в СССР и ГДР» (ВГБИЛ).

18:00 Екатеринбург: Ридинг по Макс Вебер «Политика как призвание и профессия» (Ельцин-центр).

18:00 Казань: Дискуссия об урбанистике (Fun©).

18:00 Петербург: Презентация книги Хито Штейерль «По ту сторону репрезентации» (Порядок слов).

19:00 Москва: Андрей Мартынов «Георгий Иванов. Плохой хороший человек» (Листва).

19:30 Петербург: Перформанс «Скандал (конфликт в школе современного искусства „Концепция“ 9 мая 2021 года)» (ДК РОЗЫ).
источник
2021 November 21
PhilosophyToday
С прошедшим вас, мужики. Богом стать удалось?
источник
PhilosophyToday
В аннотации к книге петербургского психоаналитика, которого путают с московским публицистом и не пускают в Киев, есть страшное слово "прививка".
источник
PhilosophyToday
В свежем журнале ифранцев "История философии" выделяется один материал, упакоыванный в самый подвал и даже не анонсированный на обложке: статья Анастасии Углевой об Иван Ильине. Декан философского факультета ВШЭ, если переводить ее должность на нормальный язык, пишет о главном чуть ли не государственном философе РФ, статус которого подтвержден президентом на недавней валдайской речи. То есть, чует конъюнктуру. И еще забавная деталь - из всей исследовательской литературы упомянута ровно одна единственная статья... Будрайтскиса!
источник