На сайте выложена большая статья о ларах - древнеримских богах-хранителях. Рассматривается их происхождение (вероятнее всего - от обожествленных предков) и многообразные функции (хранители рода, семьи и дома, перекрестков и кварталов, селений и целых городов, в том числе самого Рима, а также полей и дорог - сухопутных и морских). Описываются ларарии - домашние святилища со статуэтками и живописными изображениями не только самих ларов, но и всех прочих божеств, которых почитали хозяева дома.
Один из разделов посвящен Матери ларов - темной и ужасной богине, которую в глубокой древности почитали под именем Мания и приносили ей человеческие жертвы; позднее Матерью ларов стала считаться нимфа Лара, лишенная дара речи, сосланная в обитель мертвых и обесчещенная Меркурием, от которого и родились лары - хранители перекрестков.
Еще один раздел - о загадочных "хрюкающих ларах", в которых превратились принесенные в жертву поросята чудесной свиньи, указавшей место для основания города Лавиния, Альба-Лонги или Рима. Ларов-поросят было тридцать, и это число играло важную роль в римской культуре и мифологии, а сам культ хрюкающих ларов, судя по всему, был связан с почитанием той же Матери ларов - божественной/жертвенной свиньи как одной из древних ипостасей богини земли.
В отдельном разделе - история о том, как в самом начале новой эры император Август заместил своими домашними ларами и гением (личным духом-хранителем) так называемых компитальных ларов. Компитальные лары, они же лары-на-перепутьях, были хранителями главных перекрестков римских кварталов - то есть центров местной религиозной и общественной жизни. Культ компитальных ларов был распространен среди низших сословий: служителями этих богов по традиции были вольноотпущенники и рабы. Такой же простонародный характер носил и праздник Компиталий, приходившийся на 1 мая и имевший немало общего с Сатурналиями: в дни этого праздника тоже дозволялись отступления от общепринятых норм и даже откровенно бунтарские проявления (и, кстати, одно время это был единственный праздник, в который рабам официально дозволялось приносить жертвы).
Проще говоря, римский первомай был таким развеселым, что в 70-гг. I века до н.э. некоторые связанные с ними обряды пришлось запретить как непристойные. Однако ни праздник, ни культ квартальных ларов в целом ничуть не утратили популярности. Этой-то популярностью и воспользовался Август: он перенес всенародное поклонение компитальным ларам на своих личных божественных хранителей и тем самым превратился в символического "отца семейства" (paterfamilias) для всего государства. Это был замечательно эффективный ход.
Ну и еще несколько интересных моментов, связанных с культом домашних ларов:
"Помимо культовых изображений, в домашних ларариях хранили символические предметы, связанные как с традициями семьи, так и с важными переменами в жизни ее членов. Мальчик, достигший совершеннолетия, посвящал ларам свой личный амулет (буллу), прежде чем впервые облачиться в мужскую тогу (toga virilis). После ритуального остригания первой бороды срезанные волосы тоже помещались на хранение в ларарий".
В связи с еще одной группой обычаев можно опять вспомнить Сервилию из сериала "Рим" с ее ритуальными обращениями к "богам Юниев" - то есть ларам семьи ее мужа:
"В ночь перед свадьбой невеста жертвовала семейным ларам своих кукол, мячики и нагрудные повязки, а в день свадьбы, символически свидетельствовала о переходе под покровительство новых ларов: по дороге в дом супруга она жертвовала медную монету в компитальном святилище его квартала, еще одну — в его домашнем ларарии и еще одну вручала мужу. Если в браке она становилась матерью семейства (materfamilias), т.е. переходила в семью мужа и под его власть, то в дальнейшем разделяла с мужем обязанности по отправлению домашнего культа".
Подробнее о ларах и о той огромной роли, которую они играли в частной и общественной жизни древних римлян - здесь:
https://greek.thesaurusdeorum.com/lary/