
1. Парламентско-общественные слушания показали, что решение «проблемы 89%» (которые, по данным Левада-центра, выступали в июне против реформы) основывается на дифференциации различных составляющих этих 89%. Действующим пенсионерам предлагается увеличение пенсий, причем не символическое, а вполне реальное. Основанное на ратификации конвенции МОТ, предусматривающей, что пенсия должна составить не менее 40% от зарплаты. Будущим же пенсионерам, кроме увеличения пенсий, предлагается введение понятия «предпенсионного возраста». Главное здесь – сохранение льгот, которыми сейчас пользуются пенсионеры. В частности, речь идет о бесплатном проезде на городском транспорте, налоговых льготах и др.
2. Происходит публичное переопределение роли Алексея Кудрина. Роль «бухгалтера» прочно перешла к Антону Силуанову, тогда как Кудрин позиционирует себя как макроэкономист, готовый в любой момент вернуться в исполнительную власть. Соответственно, он перестал быть объектом критики со стороны депутатов. Новая роль Кудрина особенно заметна на фоне невнятного позиционирования правительства – на слушаниях не было ни только премьера, но и вице-премьеров. Отстаивать реформу пришлось министру Максиму Топилину, который не является политической фигурой.
3. В очередной раз видно размежевание в среде оппонентов реформы. Председатель ФНПР Михаил Шмаков счел нужным отмежеваться от идеи проведения референдума против повышения пенсионного возраста – профсоюзы дистанцируются от коммунистов. Альтернативные профсоюзы разделены – КТР против реформы, СОЦПРОФ – за. Это размежевание будет сохраняться и в дальнейшем.
Алексей Макаркин