Анализ расходов консолидированных региональных бюджетов за январь-апрель подтвердил отмеченные нами ранее тенденции. В этот специфический период, несмотря на начинающееся снижение доходов, о котором мы писали ранее, расходы в сравнении с аналогичным периодом 2019 года выросли – на 18,3%, и несмотря на это, в целом региональные бюджеты все равно оказались профицитными. Сокращение расходов допустили пока только два субъекта с «технократическими» губернаторами – Калининградская и Мурманская области. Главное наращивание расходов ожидаемо идет в здравоохранение (рост на 67,8%), тогда как на образование такого роста, конечно, нет (расходы выросли на 9,4%). Но примечательно, что в это сложное время происходит и резкий рост расходов на дорожное хозяйство (на 33,1%), а также на общегосударственные вопросы, т.е. содержание региональной бюрократии (на 21,6%). Насколько это сейчас обосновано, вопрос открытый.
В общий тренд с наращиванием расходов на здравоохранение странным образом не попали четыре региона – Карачаево-Черкесия, Крым, Еврейская АО и Чукотка. Причем в Карачаево-Черкесии власти подвергаются критике за действия в период пандемии, а в Еврейской АО у Гольдштейна на носу выборы. Кстати, власти отсталой и проблемной Еврейской АО, получающей притом явные знаки внимания и помощь федерального центра, не преминули резко сократить расходы на ЖКХ (более чем наполовину), а также урезали финансирование дорожного хозяйства. Зато в 14 регионах расходы на здравоохранение выросли более чем в два раза, максимально – в Калмыкии, Дагестане и Тамбовской области, а также в Москве и др.
Тенденция к сокращению расходов пока более заметна в отношении ЖКХ – расходы сократили 22 региона, особенно резко, буквально в разы – Мурманская область, что связано там со своей оптимизацией при губернаторе Чибисе, являющемся выходцем из этой сферы. Очень сильно урезает расходы на ЖКХ и идущий на выборы глава Севастополя Развожаев. Реже сокращают расходы на дороги – в 13 регионах (максимально – в Ульяновской области), еще реже – на образование – в 10 регионах (максимально - в ЯНАО).
Примечательно, что рост расходов на общегосударственные вопросы стал характерным для многих регионов с новыми губернаторами. В десятке лидеров прироста по стране оказались Иркутская область и Еврейская АО, последняя, заметим, на более важные нужды расходы урезает. Бросается в глаза, что расходы непосредственно на функционирование главы региона активно наращивают многие новые главы, которым, вероятно, это очень необходимо – те же Кобзев и Гольдштейн, Шапша, Уйба, Цыбульский, Солодов, а также примкнувший к ним тамбовский Никитин, у которого тоже скоро выборы. Конечно, это не огромные деньги, но тенденция удивляет.
Пока что регионам удается сводить концы с концами, поскольку в период пандемии появилась возможность придержать многие расходы. Просто гигантским профицитом обладают сейчас сырьевые Сахалин и ХМАО – Комаровой в этих условиях нетрудно тратить деньги на социальные нужды, хотя у нее и непрямые выборы. Однако большой бюджетный дефицит (не менее 10%) уже сформировался в ряде предвыборных регионов – Татарстане, Республике Коми, Архангельской области и Ненецком АО, к которым примыкают столь же проблемные Башкирия, Хакасия и Ульяновская область. Судя по всему, этим регионам, среди которых две «богатые» и амбициозные республики – Татарстан и Башкирия, а также Хакасия, где на коммуниста Коновалова сейчас легко можно оказывать давление, в ближайшие месяцы придется особенно тяжело.