Для нас, биологов, Джеймс Уотсон -- настоящая суперзвезда. Его лекции в Москве неизменно собирают полные залы. Жалею, что попасть на них так и не довелось, ведь с каждым годом уменьшается вероятность увидеть его воочию.
Уотсон не только живое свидетельство великого открытия, но и уникальный образец своей эпохи. Про Америку середины XX века мы неплохо знаем из книг и фильмов: это и крутые ученые в элитных колледжах, и безумный рок-н-ролл, и мир активного потребления с рекламой в стиле поп-арт -- гремучая смесь, хорошенько сдобренная еще не запрещенным тогда LSD. Но также это было время сурового патриархата и классового неравенства, где женщинам надлежало быть только домохозяйками, а чернокожие вполне официально считались неполноценными гражданами.
В этот исторический период жил и творил Джеймс Уотсон. Понятно, что выходец из семьи среднего класса, вращающийся в академических кругах, имел определенные представления о мире и обществе, считавшиеся тогда нормой.
Но время не стоит на месте. Сейчас за LSD можно угодить за решетку, а за определенное мнение -- потерять уважение и работу. Скандал 2007 года, когда Уотсон впервые высказался неполиткорректно, обсуждался у нас на факультете годы спустя. Мнения были разные, но большинство соглашалось, что такие высказывания в публичном пространстве недопустимы, особенно великиму ученому, за каждым вздохом которого следит весь мир.
Вот только, по словам самого Уотсона, он полагал, что ведет скорее частную беседу, чем дает интервью. Ведь журналистка была бывшей сотрудницей. В итоге Уотсон совершил ошибку, это глупо отрицать. Но ясно, что и с другой стороны тоже не все гладко. А иначе зачем тогда новый виток этой спирали, но уже в 2019 году, когда наш герой еще больше постарел, и ему очевидно еще сложнее ориентироваться в современном медиа-пространстве?
Зачем снимать
фильм, в котором 90-летний Уотсон, тяжело дыша и запинаясь, снова наступает на одни и те же грабли?
Я вижу в этом банальный административно-политический мотив. На сегодняшний день детище Уотсона лаборатория Cold Spring Harbor -- один из известнейших исследовательских центров в мире, где работает интернациональный коллектив разного цвета кожи, пола и ориентации. Выпускнице нашей кафедры, Софьи Полянской, удалось пройти чудовищный конкурс и поступить туда в аспирантуру. Она подробно
описывает жизнь и работу там в интервью Wonderzine. Из ее рассказа следует, что ей посчастливилось оказаться в серьезной организации, которой непременно должны руководить люди, очень хорошо чувствующие дух современного мира, от решения которых зависит судьба науки. Разумеется, профессор преклонных лет не слишком подходит на эту роль. Но с учетом всех его регалий и заслуг лишить его поста оказыается непросто. А вот если найти подходящий повод в виде определенных высказываний -- это другое дело. Непонятно только, почему он до сих пор не уволился сам? Заупрямился, видимо. Мы-то знаем, что иные немолодые руководители тоже любят помногу лет не слезать с кресла. Со всеми бывает. Надеюсь, в итоге все сложится лучшим образом для лаборатории и ее основателя.
Хотелось бы, конечно, чтобы либеральные СМИ, которые, на самом деле, лучшее, что у нас есть, не ставили бы Уотсона в один ряд с Ванштейном и Слуцким. Всю свою жизнь ученый не врал, не воровал и не насиловал. Не совершал плохих поступков, а наоборот на практике делал много хорошего, в том числе и по онтношению к меньшинствам. Сейчас он сказал глупость, и только в этом его вина. Не стоит оценивать слова так же, как и реальные действия. Не стоит уподобляться нашей госдуре, которая скоро начнет наказывать за такое свое прозвище. А Уотсону долгих лет и здоровья. Уверена, лаурает Нобелевской премии еще отожжет, главное чтобы снова не пришлось продавать медаль.