Ну давайте коротенечко=)
СМ работает на трех уровнях: команда, РО, организация
На уровне команды СМу нужно показать/научить людей использовать тот же Скрам. Тут вот как раз обучение/тренинг отлично заходят. И одна из задач СМа помочь ребятам выстроить такой процесс, который позволит разрабатывать продукт в комплексной среде. Подчеркну, что именно помочь выстроить, а не насадить жесткой рукой. Жестко насаживают обычно только сам фреймворк, все остальное на совести разрабов. Но опять жестко, не значит жестоко. А перед насаживанием ребятам бы объяснить не только как Скрам работает и как будем жить, но и объяснить почему Скрам и почему вообще надо меняться. Тут конечно и уровень организации затрагивается, но тем не менее. Дальше, после запуска команды и стартового обучения нужно помочь ребятам научиться работать совместно, если опыта нет. Если есть, то ок. На совести СМа создание рабочей атмосферы в команде. Частью атмосферы является постоянное улучшение самих себя (ну вот этот вот трансперанси-инспекшн-адаптейшн). Плюсуем защитную функцию (мое ИМХО) от всякого рода коллег, которым "вот прямо щас, вот срочно надо покрасить квадрат красненьким". Берем на себя всякие штуки типа фасилитации и прочего. И со временем очень даже гуд, если вы начнете появляться в команде все реже. Ибо фокус сместится скорее всего на новые команды или всю организацию целиком. Ах да, самооумправляемость родимая, забыл. Вот ей в том числе надо команду научить. Если у вас есть скиллы технического плана (ну там, как автотесты напилить, СиАй настроить), то дайте команде и это
Уровень РО, погнали. Тут обычно проще бывает, ибо РО (на моей практике) всегда были норм продакт-менеджерами. Но опять же, основы. Научить тому же Скраму. А именно, как планироваться в текущей среде, когда сегодня все было понятно, а ззавтра на рынке ситуация резко изменилась. Работа с бэклогом - приоритеты/декомпозиция. Целеполагание (у нас тут Цель Продукта появилась недавно, помним же?=) И вообще, лично для меня, РО - это кореш. Как по мне, он должен быть истинным лидером в команде. И я, как СМ, ему в этом помогаю. Сюда можно накинуть то же общение со стейками.
Уровень организации
Врубаем режим "я вам ща такое расскажу". Несем Скрам по компании, распространяем его. Рассказываем почему он, почему вообще пришла пора меняться. Если есть полномочия, то будет шанс поучаствовать в распили организации на новый лад. И учить, учить, учить. Рядовых работников, мидлов, топов. Часто скрам "покупают" на уровне идеи и его профитов, но забывают про ценности и механики. Вот задача СМа в этом плане глобальна. Ценностям учить, механики внедрять, радовать, когда будет профит от работы. А он будет, если все сделать правильно и к месту.
Возможно я где-то ошибся, после работы писал. Но посыл вроде донес=)