Часть 1
В одном из первых своих фильмов, политико-культурной антиутопии «
THX 1138» (1971), Джордж Лукас даёт критический анализ Соединенных Штатов конца 1960-х - начала 1970-х годов. Он обвиняет штаты в продвижении бесчеловечного капитализма, создающего конформистские «массы» не меньше, чем коммунизм, против которого они боролись.
Эта тема получит свое развитие и в «
Звездных Войнах» ( далее «ЗВ»).
Первоначально, в поисках того, как связать несколько визуальных идей воедино, Лукас в качестве ориентира для истории «
Новой надежды» (1977) использовал приключенческий фильм Акиры Куросавы «
Трое негодяев в скрытой крепости» (1958). Параллели заметны и в окончательной версии: два ссорящихся крестьяна, Тахея и Маташичи (C3PO и R2D2); и спасение генералом Рокуротой Макабе (генерал Оби-Ван Кеноби) юной принцессы Юки (Леи Органы), чтобы вернуть ее своему народу (семья Леи, а затем в альянс повстанцев). Лукас также назвал свой религиозный орден «джедаями» в честь японского термина «дзидай геки», обозначающего исторический фильм. Джедаи были одеты в буддийские монашеские одежды, под которыми располагалось нечто похожее на кимоно. В какой-то момент Лукас даже подумывал сделать «Новую надежду» в полностью японской тематике.
Фильм был задуман на фоне культурных потрясений в Америке – война во Вьетнаме подошла к своему позорному концу, и многие в стране пережили травматическую интроспекцию. Президент Ричард Никсон был замешан в Уотергейтском скандале (1974), а на горизонте маячили экономические несчастья. Фрэнсис Форд Коппола призвал своего друга снять «более счастливый фильм» (вспоминаем «
Апокалипсис сегодня» (1979)). В ответ на эти обстоятельства Лукас и создал Звездные Войны – возможно, для создания надежды, удовольствия от историй и поощрения фантастического мышления среди молодежи после Вьетнама. В частности, режиссёр надеялся воспитать в людях духовные начала, морально перевоспитать молодёжь. И так как Лукас вырос в 60-е, во многом его творчество протестовало против войны во Вьетнаме. Америка в то время действовала подобно «Империи зла», что и отразилось в ЗВ. Император Палпатин подобен Никсону, а партизаны Альянса, повстанцы, отражают Вьетконг, хоть их актерский состав был полностью американским.
Отголосок войны так же виден в моменте, когда Люк с совершенно чистой совестью уничтожает Звезду Смерти. «Новая надежда» таким образом пытается подсластить мрачное настроение от осознания того, что сотни тысяч японцев были сожжены в Хиросиме и Нагасаки.
Визуальные образы «Звездных войн» в значительной степени перекликаются с двумя моментами из нацистского пропагандистского фильма Лени Рифеншталь «
Триумф воли» (1934). Первый – это когда три фигуры молча маршируют между двумя массовыми рядами войск в Нюрнберге, в то время как другой, что важно, представляет собой заключительную, торжествующую сцену. По словам Лукаса, визуальные совпадения были совершенно непреднамеренными.
Судите сами.
https://youtu.be/CbEEQxtnkHEhttps://youtu.be/yixG8pfncOsАвтор текста:
@Deviner