«Доверие священно». Это то, что ваши пассажиры дают вам каждый раз, когда они садятся в ваш вертолет, чтобы отправиться в полет. Своими действиями они говорят вам: «Я буквально отдаю свою жизнь в ваши руки».
Когда утром 26 января Коби Брайант, его дочь Джанна и еще семь человек погибли в результате крушения вертолета в сложной метеорологической обстановке (Туман) возле общины Калабасис, я находился в Анахайме, штат Калифорния, на выставке HAI Heli Expo, выступая в роли докладчика по безопасности полетов для вертолетов. Последовал Вызов... Место крушения находилось всего в 55 милях по дороге от конференц-центра. Как вы можете себе представить, наряду с общественным резонансом, вызванным таким громким крушением вертолета, этот случай вызвал настоящий ажиотаж среди участников конференции. Друзья спрашивали меня лично, в электронных письмах и в социальных сетях, каково моё мнение о причине катастрофы. Я сказал им: «Давайте подождем, пока мы не услышим, что должен сказать NTSB». Предварительный отчет NTSB уже вышел, и он рисует тревожную картину.
В тот вечер, когда я присутствовал на банкете на конференции, я разговаривал с Мэттом Цуккаро, бывшим президентом HAI (Международная ассоциация вертолетов). Он сказал мне, что, когда он утром услышал эту новость и узнал о крушении, он совершенно разозлился.
Я понял, почему он был так зол. Несколько лет назад он высказался о том, что ему надоело читать отчеты об аварии в которых пилоты потерпели крушение в сложных метеоусловиях. Ведь останься ты на земле и крушения могло не произойти... Он придумал две фразы, которые распространились по всей отрасли: Just land the damn helicopter (Просто посадите этот Чертов вертолёт) и Land and Live (Земля и жизнь), которые были растиражированы на международном уровне для плакатов, футболок, кофейных кружек, ручек и так далее. В ходе обсуждения Мэтт сказал мне, что у него есть стопка писем от пилотов, в которых они благодарит, потому что прислушались к его словам и дожили до того, чтобы рассказать ему об этом.
После изучения сообщений о катастрофе в Кобе Брайанте выяснилось, что погода была значительным фактором повлиявшим на все остальное. Легко заметить, что если бы пилот не выбрал полёт, если бы он объявил, что он остаётся или просто приземлился, прежде чем почувствовал, что ему нужно лететь по правилам приборных полётов, чтобы попытаться подняться на вершину, сегодня все были бы живы.
Согласно отчету NTSB, пилот был очень опытным, что делает аварию еще более загадочной. Он проработал в компании десять лет и имел рейтинги пилота с доступом к приборным полетам, а также рейтинг инструктора. Он накопил 8 200 лётных часов. В своем последнем тренинге полетов, включая профессиональную подготовку по непреднамеренному входу в приборные метеорологические условия и восстановлению ориентации, пилот получил удовлетворительные оценки.
Инструментальный полёт - самый скоропортящийся навык. Полет в облака, когда по закону вы должны оставаться в рамках визуального полёта - это явление, которое убило десятки опытных и неопытных пилотов, пытавшихся сделать невозможное из-за внутреннего или внешнего давления, чтобы выполнить поставленную задачу. Готовность принять последствия - несмотря ни на что.
Громкое крушение Коби Брайанта и созданная им шумиха заставили меня вспомнить отрывок, который я прочитал несколько лет назад и который кажется уместным в данном случае:
«Всякий раз, когда мы говорим о пилоте, который погиб в авиакатастрофе, мы все должны помнить одну вещь. Пилот при принятии решений опирался на свои знания и на основе этого принимал решение. Он верил в это так сильно, что сознательно ставил на это свою жизнь. То, что их суждение было ошибочным, является трагедией, а не глупостью. Каждый инструктор, руководитель и заказчик, которые когда-либо говорили с пилотом, имели возможность влиять на его суждение, поэтому немного каждого из нас остаются с каждым пилотом, которого мы теряем...»
Мэтт Цуккаро сделал свое дело. Я делаю свою часть. Вопрос в том, слушаешь ли ты...? #helistory