Уйдем немного от дел земных и меркантильных в сторону небес - смотрим, что в соцсетях часто обсуждается курение... в самолетах
. Точнее, инциденты с курением, после которого борт сажают в промежуточном городе, нарушителя сдают полиции, а после ему выкатывают 50000 штрафа и часто - компенсацию посадки-заправки-обслуживания (от 1 млн. рублей).
Поясним по пунктам. Букв будет много, но зато "от и до".
Да, раньше можно было курить в салоне, на всех авиалиниях во всем мире. Однако, было принято и прописано авиарегуляторами решение вначале о частичном (можно после посадки, раз не терпится), а после и полном запрете курения.
При этом пожаробезопасность была не главной - основной причиной стали
жалобы некурящих пассажиров, аллергиков и родителей с детьми. Плюс авиакомпании посчитали, что усиленная вентиляция салона тратит куда больше горючего (в среднем в США - от $100к за рейс).
Да, до сих пор в туалетах самолетов (на дверях) есть пепельницы. Их функционал очень прост - если уж найдется
куряка, чтобы он бросил окурок именно в железную пепельницу, а не в мусорную емкость с выброшенными полотенцами и туалетной бумагой. Если человек бросит "бычок" туда - 99% бумага загорится и начнется пожар, который моментально перекинется на пластик туалетной комнаты и пластик салона.
Как самолеты сгорают изнутри в случае пожара (среднее время - 2 минуты, что у "Суперджета", что у иностранных бортов) - уже не могут рассказать погибшие выжившие пассажиры все тех же SSJ из Шереметьево, Boeing и Airbus из видеороликов, которых в интернете множество.
Конечно, в случае пожара в туалете или салоне, у экипажа есть четко прописанный алгоритм - старший бортпроводник хватает специальную накидку с самоспасателем и работает огнетушителем. Однако, кто-то всерьез хочет увидеть, что такое пожар на высоте и как отравляет человека горение пластика?
Почему нельзя курить электронные сигареты и парить? Все просто. У экипажа есть четкие установки на предмет "в салоне появился дым". И им недосуг разбираться, загорелись ли километры проводов под пластиком обшивки - или это человек парит/тянет айкос-подобные сижки в свое удовольствие.
Почему человеку не делают замечание и не прощают? Все регулируется правилами авиакомпании. Кто-то сажает самолет (сработка датчика дыма пишется в параметрические самописцы), кто-то долетает до пункта назначения и сдает полиции, кто-то разворачивается назад. Могут выписать предписание (подписывается экипажем и КВС), но как быть, если человек надрался и "ну а чо такого, не сгорели же, а курить таааак хочется, да я везде курю - ну на 5/10 тыщ штрафа на руки".
Ну и потом - представляете, как курение одного человека, которое чувствует весь самолет, провоцирует других курильщиков (в среднем их около 40% на каждом рейсе), особенно если люди приняли на грудь?
Но самое главное - после закрытия дверей самолета,
КВС является (буквально и по закону) царем и богом, его указания обязательны к немедленному и беспрекословному исполнению (оспорить их можно после посадки в судах, но в полете обязательно их выполнение). Таковы не только правила авиакомпании, с которыми пассажир согласился при покупки билетов, таковы (международные) законы.
Скажем по секрету больше - КВС, если пассажир не исполняет его указания, может даже объявить (имеет право, хотя прецедентов не было)
о захвате самолета и будет юридически прав - ведь человек ведет себя вразрез с требованиями экипажа (не курить, не барагозить, убрать тяжелый фотоаппарат на взлете, выполнять аварийный протокол, и т.п.), таким образом осуществив "бунт на борту".
Как быть курильщикам? Увы, нанимать собственный чартер и оплачивать его (в том числе последующую санобоработку от запаха - вдруг дальше полетят некурящие) и договариваться с экипажем на курение в полете.
Про лайфхаки "как курить в туалете без срабатывания датчиков" или пустые комнаты для сна экипажа, в которые раньше добрые стюардессы пускали покурить на супер-дальних рейсах больших бортов писать не будем, мы люди законопослушные.