Топ-3 вопроса авиадиспетчеру. Часть 1
Согласитесь, все мы иногда чувствуем себя авиадиспетчерами, когда сидим в приложении Flightradar😅
Ведь так увлекательно наблюдать за тем, что за самолёты находятся в небе, по какому маршруту они летят, какая у них скорость и высота.
Но как всё происходит на самом деле? Что контролируют авиадиспетчеры, как они работают и, наконец, что такое «эшелоны»?
Делимся ответами на эти вопросы👇🏻
1⃣Что такое «эшелоны»?
Эшелон полёта — это высота, которую выдерживает воздушное судно. Он нужен, чтобы обеспечивать безопасный интервал по высоте между двумя и более самолётами.
Всё воздушное пространство разделено по направлениям. На запад летают на чётных эшелонах. Например, на эшелонах 320, 340, 360. А на восток — на нечетных: 330, 350, 370.
Есть две системы измерения высоты: футы и метры. Наша страна работает в футовой системе измерения, а, например, Монголия — в метровой системе. И каждый раз, когда борт проходит государственные границы, авиадиспетчеры должны изменить высоту его полёта.
2⃣Какие виды диспетчеров бывают?
Существуют разные диспетчеры и у каждого своя зона ответственности.
Давайте разберёмся на примере.
Представим, что самолёт собирается вылететь по маршруту Красноярск — Норильск.
Первым с пилотом начинает общаться диспетчер руления. Он даёт разрешение на запуск двигателей и маршрут к взлётно-посадочной полосе.
Вторым с пилотом связывается диспетчер вышки (старта). Он разрешает взлёт.
Потом воздушное судно «перехватывают» диспетчеры круга. Их зона ответственности примерно в радиусе 50 км от аэродрома. А в вертикальной плоскости — 2000 м. Как правило, эти диспетчеры задают очерёдность на посадку и разводят вылетающие и прилетающие самолёты.
После круга работают диспетчеры подхода. В этот момент ВС покидает зону аэродрома и выходит на маршрут.
Затем самолёт передают диспетчерам районного центра (РЦ). Районный центр разделён на определённые секторы. Во время полёта воздушное судно передаётся с одного сектора на другой. Наш рейс проходит 4 сектора РЦ и начинает снижение.
Подходя к аэродрому Норильска, его снова встречает «круг», затем «старт», а после посадки и освобождения взлётно-посадочной полосы — «руление».
3⃣Сколько всего диспетчеров взаимодействует с одним воздушным судном?
Всё зависит от того, куда летит самолёт. Например, если он выполняет рейс Красноярск — Абакан, то его обслужат минимум(!) 7 разных диспетчеров. А если представлять, что ВС летит с Шанхая в Москву, то вполне возможно его обслужат 50 разных диспетчеров.
Друзья, нажимайте на ✈️, если было интересно. И тогда мы обязательно выпустим вторую часть😌