❗ О МС-21 и "Суперджетах" - полная версия интервью Министра промышленности и торговли России Дениса Мантурова "Ведомостям":
– Первые поставки МС-21 перенесены на 2022 г. , хотя «Аэрофлот» должен был получить этот самолет еще в 2020 г. Предъявляет ли будущий эксплуатант формальные претензии производителю, могут ли последовать штрафы?
– Airbus и Boeing задерживали свои программы на годы. При этом авиакомпании и производители всегда находили компромиссные решения. Все понимают, что создание современных лайнеров – слишком сложный и длительный процесс. Тем более что речь в данном случае идет о нашей родной национальной компании «Аэрофлот» и российском же производителе, который оказался заложником сдвижки проекта не по собственной воле, а по известным всем причинам. Было бы странно и непатриотично взимать с него еще и штрафы. Могу сказать, что «Аэрофлот» с пониманием относится к этой ситуации.
– После санкций США в отношении «Аэрокомпозита» удалось заменить материалы для крыла МС-21 российскими. А зачем надо было заменять 40% бортового оборудования на МС-21?
– В прошлом году производители комплектующих в Европе, даже не в США, не смогли получить экспортные лицензии минторга США, и часть поставок задержалась более чем на полгода. Поэтому появилось решение по созданию отечественных систем нового поколения для этого самолета. Это не значит, что мы отказываемся от международной кооперации. МС-21, как раньше и планировали, будет представлен в версиях с американским двигателем Pratt & Whitney и с российским двигателем ПД-14. При этом композитное крыло будет стоять на обеих версиях российское.
– Планируются ли поставки самолетов МС-21 за рубеж?
– Мы в ближайшее время не будем продавать МС-21 зарубежным клиентам. Потому что не хотим повторять ошибок Superjet, когда мы погнались за количеством, а заказчики – за дешевизной. Этот проект мы сначала отработаем с нашими авиакомпаниями – это как минимум группа «Аэрофлот» и Red Wings.
– Наши источники на авиарынке говорят, что за время разработки МС21 и замены комплектующих самолет с начальной стоимостью $96 млн сильно подорожал. Какова будет стоимость лайнера для первых заказчиков?
– Про удорожание я не слышал. Есть потребность в дополнительных средствах до 2024 г. для завершения работ по ОКР, включая импортозамещенную версию самолета. Это правда. Но «Ростех» и бюджет уже частично выделяют их, чтобы не накапливать кредитную нагрузку, как это было сделано в других проектах.
– А у Superjet появятся новые эксплуатанты?
– По существующим эксплуатантам в 2021–2022 гг. все слоты по поставкам самолетов расписаны. В плане выпуска Superjet, кстати, уже обогнал считавшийся высокосерийным Як-42: этих самолетов было произведено не более 190, в то время как Superjet – уже более 200. На этих самолетах динамично развиваются «Азимут», Red Wings, «Россия». Компании интенсивно летают на них по России, на региональных маршрутах не через Москву. Ситуация показывает, что при наличии небольшой господдержки на перевозки мы получаем резкий рост авиатрафика на этих судах даже в пандемийное время. В России сейчас в эксплуатации уже 155 машин, к концу года их количество значимо увеличится. Со сдержанным оптимизмом мы двигаемся к моменту, когда у нас большинство пассажиров на маршрутах внутри страны будут летать на Superjet.