На волнах Орды стенгазета «Даром летайте за амбаром»
Минпромторг
собирается потратить на разработку модернизированного «Sukhoi Superjet New» порядка пятнадцати миллиардов рублей. Речь идёт о максимальной локализации производства внутри России. Широкая общественность, которую серьёзно укачало после подписания транзитного газового соглашения с Украиной, не открывая глаз, бросилась пересчитывать заявленные инвестиции в количество синих бабушек на квадратный метр маршрутки.
Что бы тут хотелось.
Начнём с того, что сегодня на мировом рынке гражданского авиастроения (среднемагистральные и выше) присутствует всего пять самостоятельных игроков. Это Соединённые штаты и концерн Boeing, совокупная Европа и корпорация Airbus, Россия с её чуть не окочурившейся сеткой постсоветской промышленности, Бразилия, чей Embraer выпускает ряд машин для региональных полётов, и канадский Bombardier. На этом всё.
Boeing существует без малого век и основной свой финансово-технический жир американцы нагуляли в годы ВМВ и позднее, нерушимо «присев» на государственные заказы от Министерства обороны и NASA. Boeing сегодня – это гигантский технический спрут, с десятками заводов, предприятий, лабораторий, смежников и подрядчиков. Интересы корпорации максимально агрессивно защищает вся мощь США, от Минюста и до военных. Но даже столь тепличные условия не уберегли американцев от известных провалов и катастроф, хотя в год по их счетам пробегает $96 млрд.
Airbus вообще не имеет единого флага, так как в производственные цепочки включены Франция, Германия, Великобритания, Испания и Италия. Главные сборочные мощности находятся в Тулузе и Гамбурге. Эйрбас тоже кормится из щедрого корыта военных и прочих бюджетов, и насмерть бьётся с Боингом за мировые рынки. Годовой оборот корпорации более €66 млрд.
Россия по факту делает свои первые (после СССР) и отчаянно смелые шаги на ниве авиастроения. Внезапно наладить выпуск современных самолётов на базе советских наработок довольно проблематично, особенно учитывая потерянные мощности в бывших республиках, убыль кадров и все остальное. Даже Китай при всей своей финансовой мощи и неограниченных рабочих ресурсах пока не вошёл в пул авиастроителей и когда войдёт не очень понятно.
Наша страна умудрилась практически с нуля, если говорить в организационно-материальном плане, наладить производство SSJ-100 и МС-21. Да, машины ещё сырые и требуют «доработки напильником», впереди у них сертификация и первые практические полёты. Следуя визгливым требованиям доморощенных авиаконструкторов, Россия максимально локализует дело государственной важности, цена которому 15 млрд руб. ($240 млн).
Кто-то правда считает, что это слишком дорого?
[Орда] – родная, злобная, твоя