Яномами - эндоканнибалы. В общем, жрут людей. И в первый же день в общине нам удалось на это посмотреть.
Ладно, все не так страшно. Этот вид каннибализма всего лишь ритуальный, относится к членам племени, к уже мертвым и существует не для того, чтобы набить живот, а как часть похорон. Но от этого же не менее интересен.
Помните, я рассказывал, что в каждом поселке, где мы были, каждый день умирало по человеку? Когда мы приехали в Окамо, там как раз кто-то умер от аппендицита, и нас пригласили посмотреть на то, как его оплакивают и едят его прах.
По традиции тело мертвеца заворачивают в пальмовые листья, относят подальше от дома и оставляют так, пока насекомые не съедят мягкие ткани, и тело не разложится. Разложившего яномами сжигают и собирают его пепел. Слава богу его не едят просто так. Потом два раза подряд организуют церемонию плача, на которую приходят родственники и знакомые:
Нас позвали в хижину. Она была забита индейцами, даже у входа стояло так много, что протиснуться было сложно. Мужчины натянули набедренные повязки и взяли с собой оружие - луки со стрелами. Они уселись в круг, а в центре села жена умершего. На щеках у нее была черная краска - символ скорби, смерти и войны. В руках - прах мужа. Индейцы показательно рыдали. Им не было скорбно изначально, они рыдают во имя ритуала. Но через какое-то время понимаешь, что рыдание перешло в некоторый транс. Ты уже полтора часа его слушаешь.
Вообще, яномами полагается рыдать в определенный день после смерти родственника. Так, когда в Эсмеральду прилетел очередной медицинский самолет (обычное дело, не успел довезти больного), из него вышли индейцы, которые как раз в самолете и начали рыдать. Выглядело это странно, не рыдать они не могли, но разгружать вещи, здороваться с друзьями и вообще контактировать им надо было. Они рыдали тебе в лицо и что-то пытались спросить.
В конце ритуала родственники смешивают прах с водой и выпивают его как супчик. Это повторяется на следующий день. Некоторые еще оставляют праха на следующий год и растягивают процедуру.