Продолжающийся в Лондоне судебный спор между Александром Тугушевым и Виталием Орловым за долю в крупном рыболовном холдинге Норебо вскрыл подробности, которые могут заинтересовать налоговые службы и правоохранительные органы. Публичной становится информация о многолетних злоупотреблениях Орлова в сфере трансфертного ценообразования. Причем Норебо могло организовывать схемы не только для себя, но и для других рыболовецких предприятий всего Северо-Запада страны. Для этого применялась гонконгская компания-прокладка.
“Норебо” давно обосновалось в Гонконге, - там зарегистрирована компания Three Towns Capital. Через нее продается значительная часть продукции “Норебо” и выводится полученная в России прибыль. Орлов до 2014 года даже указывал Гонконг в российских налоговых декларациях как свое место жительства. В ходе судебных разбирательств было установлено, что Three Towns Capital не вела реальной экономической деятельности в Гонконге, - а значит, Орлов и его компании, видимо, должны были платить налоги в России. Эти факты могли бы вызвать живой интерес у налоговиков и в России и в Гонконге.
При этом возможностей для налоговых органов здесь открывается множество. Вот, например, история с All Ahead – эта компания стоит не менее $12 млн, ей принадлежит недвижимость в дорогущем Гонконге, включая головной офис "Норебо", а для целей уплаты (а точнее, не уплаты) налогов ее оценили всего в $3 млн. Орлов размыл свою долю в этой компании до 0,02 процентов, а потом продал ее по номинальной стоимости – ни Орлов, ни Рот в итоге не заплатили никаких налогов.
Орлов избегает налогов и более примитивными способами. Например, в его налоговой декларации за 2016 год нет ни слова о продаже акций или недвижимости за рубежом. Особенно Орлов не любит платить налог на доходы от дивидендов - он скрывает их под займами. В 2017 и 2018 годах он задекларировал процентный доход от своей же компании "Норебо Холдинг", а в прошлом году сумма заработанных процентов стала уже в два раза больше, чем годом ранее.
Не платит налогов и швейцарский дружок Орлова Магнус Рот. Он выручил $350 млн за 33% акций “Норебо”. Из них по меньшей мере $200 млн получил от продажи акций российских компаний, что могло означать для него обязанность уплатить 30% налога на доходы от этой сделки в России или 41% в швейцарском кантоне Тичино. Но вместо этого Рот нигде не задекларировал доход и получил персональную справку от Минфина РФ с разъяснениями об уплате налогов, - налоги, дескать, он платить не должен. Справку он получил через ЕПАМ – юридическую фирму однокурсника президента Николая Егорова. Так российское государство лишилось налоговых поступлений на 6 млрд рублей.
Мы видим, что здесь участвует целая группа лиц, совершающая должностные и налоговые преступления и наносящая ущерб государству и Сбербанку. Например, кредиты, полученные в этом банке, Орлов выводит на личные цели (например, содержит на них гражданскую жену), а в обеспечение по этим кредитам банку даются суда, стоимость которых завышена - например, суда Brimnes и Iliileq оценены в $28 млн и $36 млн соответственно, что на 40% выше аналогов (даже начальная цена на сравнимые суда, такие как Royal Greenland, намного ниже). Положение дел связывают с хорошими отношениями Орлова со старшим президентом Сбербанка Сашей Базаровым – пишут, что последний даже стал крестным отцом ребенка рыбопромышленника.
Только по одной статье о мошеничестве (ст. 159 УК РФ) фигурантам грозит до 10 лет лишения свободы. А в схемах Орлова проглядываются и составы преступлений, связанные с уклонением от репатриации налоговой выручки и уплаты налогов (ст. ст. 193, 199 УК РФ). По ним тоже светит вполне реальное наказание - тюрьма и огромные штрафы.
https://lenta.ru/articles/2019/08/23/orlov_norebo/