В преддверии сегодняшнего решения ЦБ по ключевой ставке очень интересует один вопрос. Сегодня, видимо, мы сможем более или менее окончательно понять истинный подход к денежно-кредитной политике в стране. И речь даже не о том, жесткая она или мягкая и в какой степени, а о том, готова ли она работать на развитие страны в целом, или же только на достижение своих собственных целей. Мы, конечно, и раньше видели, что свои цели по инфляции для ЦБ важнее всего, но сейчас очень уж подходящий момент, чтобы совсем в этом убедиться.
А момент состоит в том, что Минфин ради наполнения бюджета прям сильно хочет разные налоги приподнять да налоговые вычеты сократить. Это та ещё затея с разных точек зрения, но для нас особенно важно, как четко
подмечает Truevalue, то, что это чисто инфляционный подход, увеличивающий затраты и премию за риск. А там, где слышно слово «инфляция», все время вылезает ЦБ.
Как мы помним, ЦБ нам уже не раз показывал, что если что негативно влияет на нашу экономику, он всегда готов это влияние поддержать и даже усилить. Повысило Правительство НДС — вот вам повышение ставки, мы уже это проходили. Но тогда у нас просто стагнация была. Что же ждать сейчас, когда экономика в конкретном полёте вниз?
Если же в пресс-релизе и речах, сопровождающих решение по ставке, опять начнутся стоны про то, как важно будет при решениях по ставке иметь в виду проинфляционный характер обсуждаемого повышения налогов и как же нужно стараться обеспечить бюджетную консолидацию (и поскорее), то это будет означать лишь одно:
денежно-кредитная политика Банка России в текущем виде не только не адекватна задачам, стоящим перед экономикой страны, но и, что ещё хуже, совершенно не способна синхронизироваться с действиями Правительства. Правительство хочет вынуть деньги из экономики, чтобы потом их в неё же и вернуть, перераспределив по собственному усмотрению. ЦБ же может сделать так, чтобы мы все за это ещё и доплатили. То есть чтобы часть денег в экономику так и не вернулась.
Требования к бюджетной консолидации давно уже идут со стороны ЦБ. Между тем, говоря по-русски, бюджетная консолидация — это отказ от дополнительной поддержки экономики со стороны бюджета, и даже ее ограничение. Соответственно, ЦБ добивается того, чтобы не только сам он жестил, но и чтобы бюджет нам меньше помогал.
«Прекрасная» будет политика на фоне кризиса. Копаем яму глубже — куда будем дальше падать.