bbcrussian
Светлана Алексиевич, лауреат Нобелевской премии по литературе, была вызвана в Следственный комитет Беларуси в рамках уголовного дела, возбужденного из-за создания Координационного совета. Допрос продлился недолго – писательница осталась в статусе свидетеля.
Что заявила Алексиевич перед допросом:
“Я иду совершенно спокойно, я не чувствую себя виноватой. Все, что мы сделали, это вполне законно. Более того – это очень нужно сегодня. Потому что если так нас будут разделять, если мы будем разделяться, мы обязательно скатимся к гражданской войне.
Наша цель была только объединить общество. Нет речи ни о каком перевороте. Напрасно думать, что семь или 600 человек собрались и что-то сделали с народом. Это народ пришел к этому. Это у нас на глазах делается белорусская нация, белорусский народ.
И я думаю, каждый из вас сегодня гордится своим народом. Если честно признаться, у нас этого чувства еще недавно не было. А сегодня, когда мы видим эти тысячные движения людей, эти лица. А какие прекрасные развороты в западных СМИ. То есть, появился как бы бренд Беларуси. Белорусы вдруг стали народом, о котором узнал весь мир.
Им нравится, что ни один газон не помят, ни одна витрина не разбита. Что люди так достойно, так красиво себя ведут. Что мы предлагаем некий новый способ борьбы.
Это то, что требует сегодняшнее время. Время, когда человеческая жизнь стоит, и человек ценит свою жизнь. То, что мы видели в первые три дня противостояния, когда из людей сделали мясо, это уже прошлый век.
Мы должны говорить друг с другом, спорить друг с другом. Вот для меня идеал был, когда человек нес в одной руке зеленое знамя, в другой – бело-красное. Он хотел сказать: давайте говорить. Мы разные, но у нас есть Беларусь, одна страна. И нам в ней жить, и нашим детям.
Я помню этот большой флаг – десятиметровый или больше, а под ним маленькие дети сидят. А еще была смешная вещь, когда митинг сторонников, родители кричат: батька, Беларусь! А дети – их дети, которые еще не умеют врать, кричат: уходи, уходи! И сразу понятно, что происходит дома, что происходит в воздухе нашей страны.
Я думаю, нам надо быть вместе. Нам надо не уступать, и не дай бог, чтобы пролилась кровь. С нашей стороны она не должна пролиться. Мы должны победить духом, победить силой своих убеждений.
Будут долгие политические рокировки наверняка. Чтобы Лукашенко стал разговаривать с кем-то. Пока он разговаривает только с Путиным. Надо, может, как-то и Путина привлечь к разговору, и мир. Чтобы Лукашенко понял, что нельзя свою жизнь, жизнь своей семьи ставить на одну доску со своим народом, его судьбой.
Нам должны помочь. Мы, наш комитет не справится с этой ситуацией. Наше гражданское общество сильно, но не так еще сильно. Нам нужна помощь. Мира, может, и России”.