По поводу блокировки Telegram’а я ещё добавлю, что все эти истории с “запрос ключей” показывают куда более глубокую и фундаментальную проблему непонимания наших силовиков и спецслужб того как работать с высокотехнологическим сектором.
ФСТЭК, ФСБ, Роскомнадзор и остальные много лет пытались выстроить самоизолированную систему. Не развивая рынок, а сворачивая его под внутренние требования. Все проходили развилку — или ты делаешь для мира, или ты делаешь для России. Но всё это было в ситуации отсутствии политической воли на режим потребительской самоизоляции. И вот, развязка наступила, Роскомнадзору дали команду или он сам запросил и получил разрешение и нашлись причины для запуска изоляции не только ИТ сектора, но и граждан.
Только среда то изменилась. Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая ответное активное противодействие.
Хуже то что вся ситуация демонстрирует принципиальную слабость регуляторов и контролёров, слабость которая теперь вылезает невооружённым взглядом и тем опаснее для их репутации.
При этом спецслужбы во всём мире очень похожи и, в целом, состоят из людей похожих ценностей. Разница лишь в методах и о них подробнее.
В 2013 году Reuters писали о том как АНБ заключало контракт на 10 миллионов долларов с компанией производителем алгоритмов и оборудования для шифрования RSA на то что те встроят ошибки в их алгоритмы для упрощения взлома шифров [1].
Мессенжер Signal (Open Whisper Systems) [2] получил около 3 миллионов долларов от Open Technology Fund [3] при том что Open Technology Fund существует с относительно небольшим бюджетом около 10 миллионов долларов в год [4] (600 миллионов рублей в год). Разумеется у всех кто знает как работают подобные защищённые проекты есть подозрения что и в Signal’е могут быть встроены механизмы позволяющие спецслужбам перехватывать и расшифровывать сообщения.
В России же только на подрядчика Е Софт создававшего системы для Роскомнадзора ушло более 1 миллиарда рублей [5] за 4 года. Можно ли бы было бы потратить их с большим умом? Без сомнения.
Когда Сноуден сбежал в Россию у российских спецслужб был невероятный шанс занять нишу защитников приватности и безопасности и создать свой аналог Open Technology Fund. Скорее всего не напрямую, а также как это сделано в США. Это позволило бы поддерживать массово проекты с сильной криптографией, финансировать международные НКО отстаивающие приватность, профинансировать создание Telegram’а и не только. Но шанс был довольно быстро слит в никуда, а сейчас уже и Сноуден выступает в поддержку Телеграма.
А ведь тех кто считает что централизованные системы такие как Facebook, Twitter, Google, да и тот же Telegram, кстати, массово нарушают приватность — много. Но в Германии не блокируют Facebook, а на десятки миллионов евро Минюст ФРГ финансирует общества защиты прав потребителей чтобы судиться с ними.
Нельзя жить в новом мире без понимания его правил. Россия существует не на отдельной планете, существует в мире где можно забиться в свой информационный островок. Наивно полагать что мы самодостаточны — это совсем не так, для этого Россия не настолько богата.
Ещё более наивно полагать что возможно хоть что-то делать без трезвого осознания того что происходит в мире и уж тем более что подобные ситуации разрешаются насильственными методами.
Сейчас, усилиями Роскомнадзора, Российское государство загоняет само себя в нишу из которой не будет выхода без сильнейшего удара по репутации.
Ссылки:
[1]
https://www.reuters.com/article/us-usa-security-rsa/exclusive-secret-contract-tied-nsa-and-security-industry-pioneer-idUSBRE9BJ1C220131220[2]
https://www.signal.org/[3]
https://www.opentech.fund/project/open-whisper-systems[4]
https://www.opentech.fund/sites/default/files/attachments/2016_otf_annual_report.pdf[5]
https://clearspending.ru/supplier/inn=7728216470&kpp=772101001?sort=-price#rkn