Фальшивые покупки, подставные донаты и бот-сети: как работает китайская индустрия лайвстриминга
🛍 Все знают, что в Китае миллионы блогеров. Блогинг – это способ вырваться из своей социальной среды, обрести популярность в Weibo, Douyin, Kuaishou, WeChat и разбогатеть. Под блогерами в Китае понимают не только людей, просто создающих контент в соцсетях. Есть целая категория блогеров, которые, по сути, являются обычными продавцами, но онлайн: они ведут прямые трансляции (стримы) на платформах и все время что-то продают. Этакий «магазин на диване», только в интернете.
🦠 Индустрия лайвстримов в Китае и раньше росла на сотни процентов в год. А во время пандемии она просто взлетела до небес. Сейчас стримы в Китае смотрят
526 млн человек, по деньгам отрасль
удвоилась в прошлом году и
утроится в этом. Как зарабатывают на стримах? Блогер зарабатывает на рекламе, прямых продажах, получает виртуальные подарки. Платформы берут % с этих сделок. Так, приложение с короткими видео Kuaishou почти 70% своих $2,64 млрд выручки за I полугодие 2020 г. заработало на стримах; Douyin – 17%.
Большой хайп лайвстриминга обнажил и понятные проблемы – огромный фрод.
Как выглядит этот фрод:
1️⃣
Блогеры и агентства нанимают армии ботов, которые создают фейковую аудиторию в стримах. Это влияет на рекомендации платформ: стрим попадает в топы и привлекает реальных пользователей.
2️⃣
Фейковые виртуальные подарки – еще один способ повысить виральность стрима. Агентство закупает «пакет» подарков и показывает платформе и пользователям, что блогер популярен.
3️⃣
Фейковые покупки реальных товаров. Блогеры и платформы получают комиссию с продаж, а потом большая часть товаров возвращается продавцу.
🧨 Понятно, что наличие фальшивого трафика не какая-то новая история в интернете. Но в Китае эта проблема и ее масштабы стали активно обсуждаться после
недавнего скандала с компанией Joyy: ее сервис прямых трансляций
YY Live собрался купить поисковик Baidu за $3,6 млрд. Но аналитическая компания Muddy Waters Research заявила, что YY Live – это «экосистема миражей» с фейковыми пользователями, фейковыми покупателями и доходами. По данным Muddy Waters Research, до 90% доходов YY Live «являются мошенническими».
👌 Представители различных китайских агентств
признают, что использование ботов и фейков – обычное дело, этим пользуются «вообще все». И в принципе это выгодно и блогерам, и агенствам, и платформам – все берут свои проценты. Объем фальшивого трафика на платформах оценивается
более чем в 20%. В проигрыше остаются пользователи, которые верят фейковому блогеру, и бренды, платящие проценты и получающие обратно товары.
🧲 К чему все это ведет? Разумеется, к ужесточению регулирования. Администрация киберпространства Китая уже разработала новые правила, запрещающие создание фейковых подписчиков, лайков и транзакций в стримах. Они же обязывают платформы жестче контролировать стримеров, а самих стримеров – регистрироваться под настоящими именами.