Правительство США против надзорных капиталистовНа днях Federal Trade Commission (FTC)
обратилась к крупнейшим социальным медиа с требованием «раскрыть подробности слежки за пользователями и бихевиористских приемов в рекламе». Другими словами,
американское правительство наконец признало существование надзорного капитализма и цифровой модификации поведения и требует от Facebook, YouTube, TikTok, Amazon и других сделать свои манипуляции более прозрачными. Того глядишь, и управление вниманием регулировать начнут.
Вообще, FTC пытается давить на технокорпорации весь 2020 год. С февраля она
исследует коммерческую историю Google, Facebook и Apple на предмет нарушений антимонопольного законодательства. Хотя всем давно очевидно, что триллионные компании не могут не нарушать антимонопольные законы. Например, Facebook покупал своих конкурентов (Instagram), а когда не мог купить – открыто копировал их технологии (Snapchat), пытаясь их обанкротить. Американскии техноолигархи делают так давно и систематично.
Но агрессивная рыночная стратегия – стандартная практика для любого крупного бизнеса. Так делали до надзорных капиталистов и будут делать после них (если после вообще что-то будет). Антимонопольное законодательство – формальность. Оно вообще не будет работать, пока не появится решительной политической воли ее применить. Я не думаю, что у FTC получится развалить Facebook или Google на основе антимонопольных претензий – это, скорее, политическое давление, чем реальная угроза. Чего правительство хочет добиться с помощью этого давления, мы еще увидим.
А вот требование раскрыть механику работы алгоритмов гораздо интереснее. Потенциально оно может привести к запрету каких-то технологий или к их регуляции.
Вот, на какие вопросы комиссия
требует ответить соцсети:
«Ни одна индустрия не могла настолько масштабно следить за нами и монетизировать наши личные жизни. Социальные медиа и стриминговые сервисы следят за пользователями через приложения на мобильных устройствах, которые всегда находятся рядом с ними. Постоянный доступ позволяет этим компаниям мониторить, куда идут пользователи, с кем они взаимодействуют и что делают. Но с какой целью? Эта слежка используется для построения психологических профилей пользователей? Предсказывает их поведение? Манипулирует их переживаниями для генерации продаж рекламы? Продвигает контент для захвата внимания или формирования общестенного дискурса? Слишком многое в их деятельности остается опасно непрозрачным».
Ответы на поставленные FTC вопросы помогут вывести дискуссию о надзорном капитализме из интеллектуального авангарда и «параноидальной тусовочки» в публичное пространство.
Это вовсе не значит, что цифровые манипуляции психикой людей закончатся и надзорные капиталисты перестанут направлять и монетизировать наше внимание.
Но когда эти манипуляционные техники станут достоянием общественности, у большего количества людей появится шанс прийти к цифровой осознанности.