Size: a a a

Капитан Арктика

2020 April 29
Капитан Арктика
Севморпуть, общественники, малый бизнес

Вчера, 28 апреля, гибридная общественная организация ПОРА замахнулась на проведение круглого стола по Севморпути. Надо отдать должное, впервые после долгих разговоров об околоарктических проблемах ребята из ПОРЫ замахнулись на действительно важную и ключевую для наших арктических регионов тему — развитие СМП.

Было интересно наблюдать за дискуссией. Ярко солировал тов. Григорьев (тот, который из Гекона), который единственный из присутствовавших владел предметом. Остальные, скорее, были статистами.

Основной вывод дискуссии о том, что СМП является заложником добывающих проектов, —  очевиден. Мы писали об этом много и неоднократно. Слава Богу, никто не стал размышлять о величии транзитного потенциала СМП (а на круглом столе апологеты этой идеи были). Видимо всё-таки кризис + слова главного по Арктике тов. Крутикова заставили включить критическое мышление.

Ну и напоследок: никогда, ни при каких обстоятельствах малый и средний бизнес не будет являться драйвером для развития СМП! В силу того, что нет такого бизнеса в Арктике (за исключением Мурманска и Архангельска), что бы не придумывали себе эксперты ПОРЫ.
источник
2020 April 30
Капитан Арктика
Коронованные корпорации

Коронавирус расползается по Северам, несмотря на вроде как принятые меры. Но обвинять в этом население, по последней нашей моде, бессмысленно: добросовестность нескольких миллионов северян, честно придерживавшихся режима самоизоляции, была сведена на нет безответственными действиями корпоративных игроков.

Последние оказались системно не готовы к вызову и системно же его профукали. Полыхнуло сразу в нескольких местах и у нескольких компаний. Большой Камень, Сабетта, Варандей, Чаянда... Нефтяники и газовики, госкомпании и частники одинаково безалаберно провалили меры безопасности и создали предпосылки для возникновения крупных очагов вирусной инфекции. Не помогли ни огромные бюджеты, ни огромные же обеспечивающие службы. Потому что к бюджетам и службам нужно еще и элементарное умение просчитывать ситуацию хотя бы на один шаг вперед. Разруха — она в головах.

Хороший вопрос: а могли ли губернаторы что-то сделать для того, чтобы предупредить вспышку? Думается, могли бы. Если бы вышли из устоявшейся парадигмы отношений с крупными компаниями, в рамках которой последние являются чем-то вроде священных коров, пользующихся экстерриториальностью в регионах присутствия. Бизнес, какой бы крупный и «социально-ответственный» он ни был, не должен подменять собой государство. Спонсорство спортивных команд не дает индульгенции и не выводит компании из-под действия федеральных и региональных законов. А правила должны быть равными для всех.

Регионы теперь спешно тушат образовавшиеся «пожары». Артюхов закрыл Сабетту, Чибис рапортует о прибытии сверхдефицитных масок и антисептиков на новатэковский объект, Николаев заваливает тестами Чаяндинское. Единственно, где более-менее, так это в Норильске. Там как раз корпорация подготовилась заранее: маски завезены, ИВЛ закуплены и даже планировалось закрытие аэропорта. Но тут вмешался тов. Усс, и аэропорт не закрыли.  В итоге и в Норильск зараза проникла, хотя, конечно, не в таких объемах, как в другие регионы.

У нас любят с шумом, суетой и расходами ликвидировать последствия того, чего можно было бы просто не допускать.
источник
Капитан Арктика
Как заработать в кризис на Арктике

"Русатом Карго" объявила конкурс на работы по созданию имитационной модели транспортной системы Северного морского транзитного коридора и проработать технико - экономическое обоснование проекта. Сумма, которую готова отдать компания, составляет примерно 54 млн рублей.

Еще раз… На разработку модели транспортного коридора через Арктику, в то время когда все понимают, что будет не просто спад в экономике, а крупнейший экономический кризис со времён Второй мировой, дочка"Росатома" тратит 53 779 379 рублей 80 копеек.

Нет, понятно, что есть бюрократические процедуры, и если закупка готовилась год назад, она должна быть реализована. Но неужели мозгов нет?

И в лучшие экономические времена никто всерьез не рассматривал СМП как реальную альтернативу Суэцкому каналу. А сейчас, когда цена топлива настолько минимальна, что выгоднее ходить вокруг Африки, нежели через Суэц, никто о маршруте через СМП даже не вспоминает. И даже если всё будет совсем хорошо, и экономика через года два восстановится (что вряд ли), то наличие льда, мелководье и отсутствие инфраструктуры никто не отменял.

Впрочем, не исключен и такой вариант, что "Русатом Карго" надо поддержать в кризис кого-то из "своих". Но тогда это точно не про развитие Арктики.

Кстати, "Русатом Карго" никакого отношения к Дирекции по СМП в "Росатоме" не имеет.
источник
Капитан Арктика
...И чтобы два раза не вставать

Кстати, именно так, по мысли «Русатом Карго», и должен выглядеть пресловутый СМТК.
источник
2020 May 01
Капитан Арктика
Весеннее арктическое обострение


Тов. Цыбульский вновь разыгрывает карту «великоархангельского шовинизма». Вчера властитель «матрешки» заявил, что заберет назад Арктический форум, уведенный у Архангельска Питером.

И тут начинание тов. Цыбульского натыкается сразу на две проблемы.

Во-первых, а что делать с фактической неготовностью города к тому, чтобы принимать мероприятия такого уровня? Об этом говорено-переговорено, это обстоятельство давно признал и ушедший на покой тов. Орлов. Что в ближайшее время произойдет такого, что позволит Архангельску преодолеть этот всем (а главное, Росконгрессу) известный изъян?

Во-вторых, на пути тов. Цыбульского стоит опасный и коварный соперник — тов. Чибис, официально положивший глаз на престижный и денежный ивент. «Это наш форум, и мы его проводим», заявляет он. Похоже, нам предстоит стать свидетелями битвы двух якодзун, претендующих на неформальное арктическое лидерство.
источник
2020 May 06
Капитан Арктика
Еще один главный по Арктике


Как мы и говорили, в Росатоме появляется спецпредствитель гендиректора по Арктике, куда прочат бывшего нижегородского мэра, политика и бизнесмена тов. Панова. Нельзя сказать, чтобы он был полным новичком на федеральном Олимпе: в недавнем прошлом тов. Панов являлся депутатом госдумы и зампредом ее комитета по экологии и охране окружающей среды.

С будущим спецпредставителем по Арктике в Росатоме связывают планы по выстраиванию координации между Росатомом как инфраструктурным оператором СМП и органами власти федерального и регионального уровней, погруженных в арктические повестки, иными словами — по осуществлению джиара и лоббизму.

По логике, назначать на такую должность надо бы заведомого тяжеловеса — человека с бульдожьей хваткой и, главное, серьезным багажом из связей и полномочий. Но, как ни парадоксально, мало кому известный за пределами региона тов. Панов вполне подходит под эти требования. В пиар он умеет на достаточном для современного российского руководителя уровне, зубы отрастил за годы депутатства и мэрства (одних зооскандалов там хватит на небольшой детективный роман), а главное — за ним маячит тень тов. Трутнева, которая, по идее, и позволит ему эффективно решать вопросы.
источник
2020 May 07
Капитан Арктика
Арктика: не только нефтью и газом

Правительство одобрило новую редакцию поправок в Налоговый кодекс для инвесторов в АЗ РФ.

С этими поправками получилась интересная история.

Первоначальный пакет льгот, внесенный на рассмотрение Думы, был слишком уж очевидно перекошен в сторону поддержки нефтегазовых гигантов и их крупных проектов в Заполярье.
Интересно, что главным лоббистом внесения поправок, которые давали бы такие же льготы для добычи твёрдых полезных ископаемых, как и для компаний ТЭК, выступил Росатом.

В итоге правительство сдало назад и согласилось на внесение соответствующих поправок во 2-м чтении «льготного» законопроекта.

Теперь льготы по налогу на прибыль и вычеты по НДПИ достанутся не только нефтяникам и газовикам, но и новым проектам добычи ТПИ (если только речь идет не об угле), запускаемым не ранее начала 2021 года.

Угольщикам ничего не досталось, но про арктическую угледобычу в свете последних событий вообще лучше не говорить.
источник
2020 May 11
Капитан Арктика
Арктика: выживут крупнейшие

Итак, похоже карантин продолжается до конца мая. Чем это грозит Арктике?

1. Крупным проектам ТЭК практически ничем. Особенно газовым. Возможны небольшие корректировки, но потребность в СПГ в мире меньше не становится. Что касается нефтянков, то все очень просто: будут государевы льготы и поддержка — будет и добыча. Нет — значит нет.

2. С СМП всё понятно, грузопоток в мировом масштабе падает, и «второй Суэц» окончательно растворяется в тумане.

3. Самый тяжелый удар получит средний и малый бизнес там, где он есть. Мурманская, Архангельская области, Карелия и Коми с точки зрения предпринимательства будут напоминать поля боя с многочисленными горами трупов. В Арктике нет такого большого рынка, как в крупных городах страны, а следовательно, и восстановление будет здесь более мучительным и долгим, если вообще будет. Надо ждать очередной отток населения с арктических территорий: наиболее предприимчивые рванут в города-миллионники в средней полосе России, в Москву или Питер, и не за карьерным ростом, а просто чтобы выжить.

Вот тут-то Миндаль и должен проявить весь свой лоббистский талант для создания особых экономических условий для развития арктических территорий. Надо давать не просто льготы, а формировать контуры новой экономической политики в Арктике. Иначе даже крупные города в АЗРФ опустеют достаточно быстро.
источник
2020 May 12
Капитан Арктика
СМП: рост замедляется


Появились новые данные по перевозкам по Севморпути. Росморречфлот заявляет рост объема грузоперевозок за январь-апрель — «целых» 4,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Показатель откровенно слабенький. В прошлом году перевозки выросли на почти 57% и, в принципе, подобными темпами они и должны увеличиваться, чтобы к 2024 году хотя бы приблизиться к 80 млн тонн в год, параметру, заданному майским указом. И это еще при относительном спокойствии на газовом рынке, который может слегка тряхнуть вслед за нефтяным.

Как мы и говорили, шансов на выполнение президентского указа в установленные сроки нет.
источник
2020 May 13
Капитан Арктика
Бизнес в Арктике: скорее мёртв…


Буквально на днях мы писали о том, что Миндалю предстоит создать новую экономическую реальность на территории АЗРФ. И вот тов. Крутиков появился в эфире, присоединившись к видеоконференции близких к Миндалю общественников из ПОРЫ, на которой как раз и обсуждался вопрос «как спасти малый и средний бизнес в Арктике?».

Как мы и писали, основные потери от нынешнего кризиса понесут именно предприниматели. Тов. Крутиков неплохо проиллюстрировал наш тезис о том, что для МСБ этот кризис будет пострашнее войны. По его словам, и безо всякого кризиса, просто в силу естественных причин, за последние три года в Арктике стало на 11 тыс. бизнесов меньше, а общее количество рабочих мест в этом секторе упало на 103 тыс.

«Полярки» и прочие элементы соцнагрузки давят небольшие предприятия, сказывается узкий рынок и зарегулированность. Если ничего не изменить, то кризис окончательно добьёт МСБ на Северах.

Чтобы нокдаун не стал началом нокаута, тов. Крутиков со товарищи спешно согласовывают пакет мер помощи. В АЗ РФ собираются сохранять «вмененку» (ЕНВД), попытаются решить проблему задолженностей, которые уже растут как снежный ком, снизят страховые взносы через субсидионный механизм и предусмотрят налоговые послабления, предложат программу субсидирования ставок по кредитам для МСБ и т.д. и т.п. Кроме того, как обмолвился тов. Крутиков, будут пытаться снизить то, что он тактично обозначил как «нагрузку со стороны правоохранительных органов».

Надо отдать должное Миндалю: понимая, что ситуация критическая, тов. Крутиков заявил, что будет продавливать введение мер по ускоренной процедуре, к июлю — началу августа. Вопрос: хватит ли политических сил у Миндаля?

Ну и еще. Предложенные меры помощи — это сиюминутное «затыкание дыр». Оно способно на время остановит течь, но экономическую ситуацию не развернет в сторону роста. Для Арктики нужна своя экономическая политика, сочетающая в себе многоукладность и активную поддержку бизнеса государством. Видимо, понимая это, тов. Крутиков поручил ПОРЕ провести стратсессии на тему возможного развития МСБ в регионах. Проблема только в одном: смогут ли регионы сформулировать свои пожелания, кроме очевидного «дайте денег».
Telegram
Капитан Арктика
Арктика: выживут крупнейшие

Итак, похоже карантин продолжается до конца мая. Чем это грозит Арктике?

1. Крупным проектам ТЭК практически ничем. Особенно газовым. Возможны небольшие корректировки, но потребность в СПГ в мире меньше не становится. Что касается нефтянков, то все очень просто: будут государевы льготы и поддержка — будет и добыча. Нет — значит нет.

2. С СМП всё понятно, грузопоток в мировом масштабе падает, и «второй Суэц» окончательно растворяется в тумане.

3. Самый тяжелый удар получит средний и малый бизнес там, где он есть. Мурманская, Архангельская области, Карелия и Коми с точки зрения предпринимательства будут напоминать поля боя с многочисленными горами трупов. В Арктике нет такого большого рынка, как в крупных городах страны, а следовательно, и восстановление будет здесь более мучительным и долгим, если вообще будет. Надо ждать очередной отток населения с арктических территорий: наиболее предприимчивые рванут в города-миллионники в средней полосе России, в Москву или Питер, и не за карьерным…
источник
Капитан Арктика
НАО + АО = АО

Старт спецоперации по слиянию Архангельской области и Ненецкого автономного округа официально дан — стороны в лице тов. Цыбульского и его (формально) бывшего зама тов. Бездудного подписали меморандум о намерении объединить регионы.

Впрочем, сразу надо говориться, что перспективы данного мероприятия нельзя однозначно считать безоблачными.

Во-первых, среди населения НАО хватает тех, кто считает объединение плохой идеей. В Нарьян-Маре наблюдается ажитация — люди не видят, как этот союз поможет лично им. Брака по любви там не будет, а по расчету — тоже не получается.

Во-вторых, всплывает национальная тема. Против выступят ненецкие ЛОМы — прежде всего неформальные, но и некоторые публичные фигуры тоже. При этом несистемные игроки при поддержке своих внутренних и внешних доброжелателей могут устроить много неприятного для Кремля шума и вытащить дело в международную плоскость.

В-третьих, напряжется соседняя «тюменская матрешка». Волей-неволей в ЯНАО и ХМАО будут примерять ситуацию на себя, что не добавит региону стабильности в предстоящий период кризиса из-за нефти и последствий карантина.

В этом раскладе Цыбульскому придется делать ставку на архангельский электорат. Идея объединения с маленьким, но упитанным субъектом станет одной из фишек его личной предвыборной кампании. Ненецкую оппозицию, если она попытается материализоваться, придавят с помощью карантинных мер. А с остальными внутри и вовне поможет разобраться федеральный центр — все-таки это его инициатива.
источник
Капитан Арктика
Люди или баррели?

Коллеги, а знаете почему из стратегии ничего не выйдет? Потому что этот документ плоть от плоти «тучных» (с) лет. То есть тех самых лет, когда все само пёрло, и в стратегии надо было только подставлять нужные цифры. Те самые злополучные 80 млн тонн взялись из публичного выступления тов. Григорьева (Гекон), который фантазировал на тему развития СМП. Эту цифру взяли клерки Росатома и вложили в презентацию тов. Лихачева перед Путиным, и дальше уже отступать было некуда. Эта история очень наглядно иллюстрирует весь чиновничий подход к Арктике.

Мы рассуждаем о малом и среднем бизнесе в Арктике с высоких трибун, а его там и так толком не было, а после кризиса не будет и подавно.

Мы говорим о кадровой подготовке, банально не понимая, какие кадры нам будут нужны в Арктике через 5 лет.

Мы создаем НОЦы на территории АЗРФ, но там нет ни достойных кадров для работы в них, ни заказчика для НИРов, поскольку вся интеллектуальная школа либо в Москве, либо в Питере. Именно в эти города и сбежали научные кадры из Арктики из-за безденежья и отсутствия перспективы развития.

Мы можем сколько угодно разглагольствовать о развитии Арктики, но кризис ярко обнажил те проблемы, про которые знали профессионалы. Повторим очевидную мысль: развитие Арктики (если только не стоит задача вывезти нефть и газ) состоит в комплексном подходе к этому региону. С опорой на Новатэк или Роснефть или Газпром Арктику не разовьешь, а скорее угробишь. Обезлюдение — вот главная проблема развития Арктики. И если в основу стратегии будут положены тонны-километры-баррели, а не человек, то проиграем мы Арктику.

https://t.me/papagaz/6295
Telegram
Газ-Батюшка
Путину представят стратегию развития Арктики, в центре которой — стимулирование малого бизнеса и освоение Северморпути, и по обоим пунктам есть вопросы

В июле на подпись Владимиру Путину передадут стратегию развития Арктики, заявил полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев. Документ должен объединить мероприятия нацпроектов и госпрограмм, инвестиционные планы инфраструктурных компаний, программы развития арктических регионов и городов. В центре нового плана — освоение Северного морского пути, в первую очередь благодаря проекту Роснефти «Восток Ойл», а также развитие малого бизнеса в регионе.

По задумке авторов стратегии, арктическая зона в 2035 г. должна обеспечивать 87-89% газа и 22-25% нефти России. К этому сроку здесь должно быть создано 150-200 тыс. новых рабочих мест, а сам регион привлечет 15 трлн руб. инвестиций. Для того, чтобы получить льготы, достаточно вложить в проект 1-3 млн рублей.

Впрочем, заявленные в стратегии планы противоречат текущим тенденциям. За последние три…
источник
2020 May 14
Капитан Арктика
Госкомиссия: «работать надо, а не новые названия придумывать»


Вчера прошло очередное заседание госкомиссии по Арктике. Орган этот как был, так и остался формальностью — жарких дискуссий на нем не ожидалось, да и не было, а Минстрой и вовсе «забил» на мероприятие (да-да, ковид и все такое, но уж можно было своевременно договориться о замене). В самом начале внезапно «полетела» сверхнадежная правительственная ВКС «Поликом», из-за чего тов. Трутнев некоторое время был в полосочку, и его не было слышно. Тем не менее, по итогу ряд важных вещей все же был озвучен, а само заседание было традиционно использовано как для актуализации арктической темы в федповестке, так и для пиара тов. Трутнева лично.

В целом, все было быстро (куда канули «старые добрые» затяжные посиделки огромным составом) и более-менее по делу. Тов. Трутнев выступил в привычной для себя роли главного, подгоняя присутствующих и время от времени раздавая им отеческие пендели.

Проект арктической стратегии, подготовленный Миндалем, был в целом одобрен без особых замечаний. Правда, тов. Крутиков не встретил понимания по вопросу своей концепции Северного морского транспортного коридора (он же СМТК — эдакий «СМП на максималках», от Мурманска до Камчатки), которую он воткнул в стратегию наряду с СМП. Возражение Минэкономразвития было поддержано главным по Арктике, из-за чего тов. Крутикову придется отойти от идеи СМТК как отдельной сущности и либо влазить в правовые коллизии, обусловленные тем, что СМП четко определен законодательством в территориальном смысле, либо забыть о своей любимой игрушке.

В свою очередь, Норникель совместно с тов. Уссом-Красноярским выкатил программу реновации жилья в Норильске, своей традиционной вотчине. Мы уже писали о том, что проблемы с жилфондом в городе ой какие серьезные, и что Норникель как мало кто еще заинтересован в том, чтобы они не переросли в катастрофу. Минфин тут привычно выступил в роли собаки на сене: федеральных денег не давать, чтобы-де не создавать прецедентов (и, соответственно, опасных соблазнов для северных моногородов типа Воркуты), а краевое софинансирование проекта поднять с 10% до 25%, чтобы уже гарантированно похоронить идею и сбросить с госбюджета эту головную боль. Но тов. Трутнев с присущей ему интеллигентностью осадил финансиста (посулив тому нагоняй от Силуанова и курсы переподготовки), а программу реновации приказал довести до ума в трехнедельный срок.

Также было пропиарено уже проштампованное правительством решение о создании ТОР «Столица Арктики», пролоббированое Новатэком для своего Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений. Собравшиеся вновь послушали рассказы про огромные инвестиции и тысячи рабочих мест. О том, что, судя по опыту предыдущих проектов Новатэка в регионе, эти рабочие места будут созданы в основном для иностранцев, выступавший тов. Тырцев тактично умолчал.
источник
Капитан Арктика
Еще один 22220-й

26 мая на Балтзаводе ожидается закладка 3-го серийного (и одновременно 4-го по счету) универсального ледокола проекта 22220. Проблему с электродвигателями, всплывшую в ходе работ по головному судну, надеются решить за время строительства.
источник
2020 May 15
Капитан Арктика
Зерна конфликта


И вновь немного о «Столице Арктики», официально созданной недавним постановлением правительства.

Тов. Чибис может быть доволен: запуск ТОР однозначно повышает его акции и упрочняет позиции как в регионе, так и в общесистемном контексте. Однако расширение присутствия экономических мейджоров в области обещает новые вызовы и для нее самой, и для тов. Чибиса как ее руководителя.

Прежде всего, захождение в регион настолько крупных игроков, как Новатэк, чревато перехватом фактической власти — транснациональная компания-миллиардер со статусом священной коровы без особого труда способна подмять под себя регион, выстроив свою систему влияния на областную политику и администрацию. Тов. Чибис до поры будет ей полезен, но где гарантия, что так будет всегда.

Во-вторых, родовой чертой многих отечественных бизнес-империй является, скажем так, пользовательский подход к территории присутствия. Компании приходят, чтобы заработать денег, а не чтобы «облагодетельствовать» местное население, а эта задача предполагает то, что менеджеры обозначают емким понятием «резать косты». Соответственно, ожидания золотого дождя необоснованны: ни местным бюджетам, ни региональной экономике  много не перепадет (хотя какие-то мультипликативные эффекты, конечно, будут).

В-третьих, ждать роста занятости (аж на 16+ тыс. рабочих мест, обещанных Миндалем) в области тоже не стоит. По своей старой привычке, «инвесторы» с большой вероятностью повторят то, что они уже сделали в случае с Велесстроем и строительством ЦСКМС на Кольской верфи — завезут приезжих. Не надо думать, что карантинные меры тому препятствие — они будут ограничивать скорее местную протестную активность, а не импорт специалистов, вполне разрешенный правительством. А это — социальная напряженность, за которую спросят не с инвесторов, а с региональных властей.

Поэтому не исключаем, что уже в скором времени тов. Чибису придется так или иначе сцепиться со вчерашними «перспективными инвесторами» и «благодетелями».
источник
2020 May 17
Капитан Арктика
**Кто и зачем продвигает объединение АО и НАО?**

На просторах ТГ-каналов появилась масса версий по поводу мотивов слияния Архангельской области и НАО. Какая из них, по вашему мнению, соответствует действительности?
Окончательные результаты
31%
Кремль, чтобы продолжить курс на укрупнение регионов
14%
Архангельск, чтобы подмять под себя богатый НАО
15%
Цыбульский, чтобы успешно избраться губернатором АО
13%
Сечин, чтобы отжать активы Лукойла
4%
Росатом, чтобы расширить сферу своего контроля
6%
Новатэк, чтобы вытеснить конкурентов и ограничить ресурсную базу Газпрома
19%
Трутнев, чтобы создать под себя Арктический мега-регион
Проголосовало: 447
источник
2020 May 18
Капитан Арктика
ЛСП села на мель


Как мы упоминали ранее, сроки строительства ледовой самодвижущейся платформы для исследования Арктики сдвигаются вправо. Теперь это официально подтверждает тов. Макаров, глава Арктического и Антарктического НИИ: «происходит корректировка сроков и задержка».

В общем-то, в отрасли это давно было «секретом полишинеля» Однако говорить об этом на публику никто не горел желанием из вполне естественного бюрократического опасения вызвать «ненужное» внимание к проблеме и, соответственно, потенциальный нагоняй. Но теперь-то у нас есть универсальное оправдание — «коронакризис», на который и свалили неудачу.

Завершение проекта обещают «в ближайшие годы». А пока с практикой дрейфующих станций придется подождать... ну или вернуться к планам по вмораживанию «Капитана Драницына», к вящему неудовольствию коллег.
Telegram
Капитан Арктика
Ледокол «Капитан Драницын»: вмороженные деньги?

Коллеги тут подготовили острый материал по арктическим исследованиям. Хотели бы немного их поправить.

Практики  «привычно дрейфовать на льдинах без всякого вмороженного в них ледокола» нет уже несколько лет. Причина банальна: в Арктике стало для этого слишком тепло. Уже 40-ю экспедицию «Северный полюс» (СП-40), стартовавшую в октябре 2012 г., пришлось свернуть в мае 2013-го: льдина «посыпалась», и для спасения людей пришлось пригонять из Мурманска «Ямал». Потом, в 2015-м, ученые единожды выходили в летний дрейф, с апреля по начало августа. С этого момента — все. Льда подходящего нет. Собственно, именно поэтому и решили построить ледовую самодвижущуюся платформу (ЛСП) — пусть ученые дрейфуют к полюсу без риска и с комфортом.

А зачем нам такая дорогая и большая экспедиция на «Драницыне», на сотни человек?

Тут несколько причин. Во-первых, на своевременную сдачу ЛСП (к 2020 г.) с самого начала было мало надежды — для наших судостроителей стало почти нормой опаздывать.…
источник
Капитан Арктика
Баренц: транспортные планы


Россия, Норвегия, Финляндия и Швеция согласовали проект Cовместного транспортного плана Баренцева региона. От наших участвуют Архангельская и Мурманская области, Карелия, Коми и НАО.

Планы большие, а какой будет реализация — посмотрим.

https://t.me/goarctic/31
Telegram
GoArctic
Баренц регион согласовал проект совместного транспортного плана

В рамках сотрудничества Норвегии, России, Финляндии и Швеции в Баренцевой/Евроарктической транспортной зоне (БЕАТА) согласован проект Cовместного транспортного плана Баренцева региона. В сотрудничество вовлечены северные регионы стран БЕАТА с суровым климатом и относительно низкой плотностью населения. В России это Архангельская и Мурманская области, Республики Карелия и Коми, а также Ненецкий автономный округ.

Проект плана содержит предложения о развитии автодорожной, железнодорожной, морской и воздушной транспортной сети, описывает 16 трансграничных маршрутов на севере Европы и предлагает меры по их развитию. На территории России документ охватывает следующие маршруты:

• Петрозаводск – Мурманск – Киркенес (автомобильный и частично железнодорожный маршрут);

• Воркута – Котлас – Сыктывкар – Архангельск – Вартиус – Оулу (маршрут частично автомобильный, частично – железнодорожный);

• Архангельск – Мурманск – Европейский континент (морской маршрут);…
источник
2020 May 19
Капитан Арктика
Призрак Индиги как «позитивный сигнал»


В НАО потихоньку копится возмущение — не хочет народ в не понятное ему Большое Поморье, с меньшими доходами и провинциальным статусом.

Но на то тов. Цыбульский и назначен кризисным менеджером, чтобы купировать недовольство. В неспокойном инфополе нужен незамедлительный позитив. Поэтому на свет Божий срочно извлекается старая история, уже не одно поколение услаждающая слух северян — сказание о незамерзающем порте Индига.

Врио губернатора порадовал слушателей прошлогодними новостями о том, что инвестором (АЕОН) в развитие будущего порта уже вложена астрономическая сумма, составляющая почти 5 миллионов долларов. Эти огромные средства пошли на исследования и геологические работы. Но главное, конечно, впереди. Без цитаты не обойтись: «Со следующего года практически уже собираются начинать там строить причальную стенку».

На какие такие деньги все это практически собирается строиться, а главное — кто, когда и зачем там будет причаливать, врио традиционно не уточнил. Но это и не важно — важно размыть повестку.
источник
Капитан Арктика
Третий — (не) лишний?

В архангельской матрешке решили не церемониться и не просто объединиться, а попутно аннексировать соседний субъект.

Глава объединительной рабочей группы от НАО тов. Чупров сегодня хайпанул: предложил включить в будущий Поморский край еще и Коми. Мол, исторические связи, география, инфраструктура, возможность делать совместные проекты и все такое. Однако из реально объединяющих факторов налицо пока только география — транспортной связанности там особой не наблюдается, а история отношений между ненцами и коми такова, что об этом лучше не упоминать.

Очень похоже на пиар конкретного человека. Не для того ставили тов. Уйбу, чтоб он этот регион слил под тов. Цыбульского.
источник