Люди на полюсе: первые шаги (ч. 4)
Итак, на грани XIX и XX веков в деле покорения Северного полюса наметился прорыв. При этом имелись все основания полагать, что сделают его американцы. Именно им принадлежал важный козырь — так называемый «американский путь», сформировавшийся в ходе исследований и географических открытий в течение II половины XIX столетия и проходящий через канадский остров Элсмир и Гренландию.
...Как мы помним, одним из ключевых вопросов всех экспедиций к полюсу был такой: откуда стартовать? Американские первопроходцы нашли свой ответ на этот вопрос. Северная Канада позволяла выстроить оптимальную на тот момент логистику, открывая дорогу к полюсу по короткому маршруту. При этом в распоряжении экспедиций были местные ресурсы: там было несложно запастись мясом и рыбой, разжиться теплой одеждой, а эскимосы были готовы продать ездовых собак, соорудить временное жилье и, собственно, поучаствовать в выходах в качестве сопровождающих. Последнее обстоятельство имело едва ли не большее значение, чем географическая близость к полюсу, поскольку существенно удешевляло мероприятие и снимало многие риски.
Именно на «американский путь» сделал ставку полярник, инженер и командор ВМС США Роберт Пири, вышедший в свою последнюю экспедицию к Северному полюсу 6 июля 1908 года.
Этой экспедиции предшествовали месяцы подготовки, но не будет большим преувеличением сказать, что подготовка к ней заняла всю жизнь Пири. Из своих 63 лет 23 года он посвятил походам в высокие широты, где прожил в целом 18 лет. Перед финальным броском на Север Пири были осуществлены пять полярных походов, три из которых были посвящены конкретно покорению полюса, но по разным причинам не принесли успеха. Несмотря на экономический кризис, Пири сумел привлечь огромные средства: и простые американцы, жертвовавшие по доллару из скудных сбережений, и промышленники, дававшие доллары десятками тысяч, хотели принять участие в его предприятии, сулившем огромный международный престиж. На вырученные деньги Пири укрепил и переоборудовал ранее приобретенное им экспедиционное судно, запасся провиантом, оружием и снаряжением.
По задумке, экспедиция должна была прибыть на судне к крайне северной точке материка, откуда ей предстояло выдвигаться своим ходом, предварительно заготовив мясо, закупив собак и наняв помощников из местных. Стратегия выхода на полюс предполагала использование всех передовых наработок и опыта, полученного на тот момент. Гвоздем программы стало применение системы передовых отрядов, готовивших маршрут для основного, в котором шел Пири, — разведывавших и расчищавших дорогу, строивших иглу и далее передававших основному отряду припасы и лучших собак. Последних взяли с запасом — на 60% больше, чем необходимо. Избыток собак позволял не только чувствовать себя свободнее в плане передвижения, но и купировать возможные пищевые кризисы путем забоя уставших животных.
Вложения, усилия и лишения Пири и его людей окупились сторицей: в 10 утра 6 апреля 1909 года он, в компании четырех эскимосов и еще одного американца, чернокожего Мэтью Хенсона, дошел до Северного полюса. Санный путь туда от мыса Колумбия занял 37 дней.
Это был триумф. Дело, которому Пири посвятил всю жизнь, благополучно завершилось: американский флаг был водружен в высшей точке мира. Впереди было возвращение домой и всемирная слава.
...Гром грянул на острове Элсмир, куда полярный отряд вернулся, чтобы воссоединиться с остальными и перебраться на судно. 8 августа Пири узнал, что на Северном полюсе его опередил другой американец — Фредерик Кук, пришедший туда почти на год раньше.
https://t.me/caparctic/1000