Size: a a a

Капитан Арктика

2021 March 24
Капитан Арктика
Узкие места магистралей


Сегодня в тг-каналах приподнятое настроение: «панамский» контейнеровоз Ever Given сел на мель, перекрыв Суэц. По слухам, уберут его оттуда за пару суток, в течение которых будет копиться пробка.

При чем тут Арктика и мы? А при том, рассуждают коллеги, что-де на Севморпути – который, как многим у нас «известно», является «альтернативой Суэцу», – пробок не будет.

Увы, для того, чтобы претендовать хотя бы на отдаленное подобие Суэца, СМП нужно не просто время (это было бы еще полбеды), а условия, принципиально отличающиеся от тех, которые есть – климатические, навигационные, геоэкономические, а главное, политические. О чем вообще говорить, когда за один лишь 2020 год через канал прошло почти 19 тысяч судов (преимущественно – танкеров, контейнеровозов и балкеров), которые перевезли 1 млрд 31 млн тонн грузов! А ведь наш СМП не выйдет и на 80 млн тонн в год к 2024-му. Тут также нелишним будет упомянуть, что практически весь трафик Суэца – это транзит, а у нас на СМП того транзита кот наплакал.

Ну и о «пробках», которые препятствуют работе крупных водных магистралей. Как стало известно, сроки сдачи первого серийного атомного ледокола проекта 22220 уходят вправо. В ОСК ориентируют на то, что «Сибирь» будет сдана не в августе, а в декабре. Если опять что-то не помешает.

#ледоколы #СМП #Суэц
источник
2021 March 25
Капитан Арктика
Ударник Беломорканала


Тов. Парфенчиков решил буквально ворваться в арктическую повестку с целым ворохом анонсов и инициатив.

Самой громкой (и самой комичной) из них является новая итерация старой песни о Беломорканале. Тов. Парфенчиков хотел бы привлечь резидентов АЗРФ для того, чтобы они модернизировали канал и, образно выражаясь, дали ему вторую жизнь. По мнению главы Карелии, это позволит ускорить доставку грузов в регионы Балтики, а также по Северному морскому пути.

Правда, чем именно загружать канал, кроме камня (который еще надо начать добывать в заметном масштабе), где взять клиентуру, и, главное, как все это поможет развитию СМП, тов. Парфенчиков умолчал.

Кроме того, речь зашла о добычных проектах и производстве – и все это под флагом освоения Арктики и под арктические льготы. Также был упомянут трансграничный туризм – тов. Парфенчиков собирается массово отправлять финнов на Соловки. Ну, в хорошем смысле слова.

Обсуждать серьезность этих идей не будем. Тем более, что сам тов. Парфенчиков лично вряд ли был в полной мере серьезен, заявляя о беломорканальских Нью-Васюках, да и мы уже высказывали свое мнение по поводу данных затей. Если кратко, пресловутая модернизация – это прежде всего углубление русла и расширение канала, и все это по тому самому легендарному граниту, гравием и блоками из которого тов. Парфенчиков хочет торговать. Речь идет о просто сумасшедших деньгах, которые региону никто не даст ни за какие коврижки, и которые не отобьются примерно никогда. Тут интересно другое: а чем вызван этот вулкан активности? Почему именно сейчас?

Ответ – на календаре. В недалеком будущем – единый день голосования, а регистрация на праймериз Единой России идет уже сейчас. Для Карелии ЕДГ (и все, что до него) будет особенно жарким: там будут избираться депутаты и Госдумы, и закса, и Петрозаводского горсовета. Вот тов. Парфенчиков и отправился «поработать с избирателем», оседлав хайповую арктическую повестку.

#Карелия #Парфенчиков #Беломорканал
Telegram
Капитан Арктика
Беломоро-балтийская фантазия

Иногда слушаешь наших губернаторов, особенно с пафосом выступающих на модную арктическую тему, и задумываешься: а они сами понимают, о чём говорят?
На днях, губернатор Карелии (3 района в Арктике) тов. Парфёнчиков выступил с шикарным заявлением о том, что Беломоро-балтийский канал надо активно использовать  в развитии Севморпути.

Ну, давайте начнем с того, что Севморпуть не начинается в Белом море. И даже в Баренцевом. Севморпуть начинается за проливом «Карские ворота», что достаточно далеко от Беломоро-балтийского канала. Во-вторых: канал способен пропускать суда с осадкой не более 4 метров (!). Как с такой глубиной можно проводить через канал морские суда, тов. Парфенчиков не уточнил. Кроме того, канал еще и достаточно узкий, что не позволяет организовать на канале реверсивное движение.

Когда впервые эту тему вбросили на общественных слушаниях по стратегии развития АЗРФ до 2035 года, мы решили, что этот бред даже не стоит комментировать. Но теперь губернатор придал этому бреду…
источник
Капитан Арктика
В этой связи тов. Парфенчикову от нас – открытка-мотиватор
источник
2021 March 26
Капитан Арктика
Взрывоопасная вахта


На днях мурманская Белокаменка в очередной раз «отметилась». На этот раз – массовой дракой с поножовщиной в вахтовом городке. Да, опять Новатэк, да, опять Велесстрой.

Сюжет и лишние подробности пересказывать не будем, пусть разбирается полиция и СБ. Но о некоторых немаловажных моментах все-таки надо сказать.

Первое. Вахта – это вообще серьезный источник проблем наших Северов. Да, в ряде мест без вахты никак не обойтись, это понятно. Но работать в агломерации – одной из немногих арктических в мире – и не привлекать местное население, замещая его «трудовым импортом», это в корне неправильно.

Логика работодателя тут вполне очевидна – давайте сэкономим на всем, включая рабсилу, которую завезем издалека, чтобы платить поменьше и иметь возможность выставить за дверь в любой момент. Но этой логике должна противостоять государственная логика, логика управления регионами: власти должны защищать своих граждан и местный рынок труда, а не шкурные интересы «мейджоров». Там, повторимся, где это вообще возможно. Психологию хищника, психологию временщика надо изживать законодательными и административными методами – по-другому не получится. Ау, тов. Чибис, где Вы? Где Москва, когда она так нужна?

Второе. Рабочий поселок – это всегда сложный организм, который требует нормального повседневного менеджмента. Но это тоже у наших «мейджоров» не в приоритете: зачем заморачиваться, если эти трудовые отношения по факту одноразовые, а аулы Средней Азии всегда готовы заменить недовольных работяг новыми «кадрами»? А где нет менеджмента, там случаются конфликты на ровном месте – появляются, скажем, очереди в столовую, а в них рано или поздно вспыхивают драки. По факту, из-за того, что организация плохая. Ну, тут-то «ау» кричать некому – не услышат.

Третье. Нацполитика – наше все. Севера преобразуются. По факту, и Тюменская матрешка, и Мурманская область – это, в том числе, мусульманские регионы со все более пестрой этнокультурной картиной. Нам – а точнее, даже не столько нам, сколько нашим детям – с этим дальше жить. Но что делается в этой сфере? Какие у нас есть подходы к устранению будущих – возможных, а то и неизбежных – проблем? Тема табуирована на федеральном уровне, внятные решения отсутствуют.

#Мурманск #Новатэк #Белокаменка
источник
2021 March 27
Капитан Арктика
Возвращаясь к Суэцу.

Если кому интересно, вот официальная статистика по этому каналу. Ну, чтобы было с чем сравнивать СМП.

Итак, 2020-й год: прошло 18880 судов, нетто-регистровый тоннаж – 1,2 млрд тонн, заявленных грузов – 1,03 млрд тонн.

Всякие-разные статданные по Суэцу можно найти на сайте его администрации. Все толково сделано, можно выбрать разные инструменты и показатели. К сожалению, сайт нашей АСМП таким похвастаться не может.


#СМП #Суэц #статистика
источник
2021 March 29
Капитан Арктика
Своевременные финны


Под оживившиеся разговоры о Северном морском Суэце очень своевременно пришла новость из Финляндии.

Хельсинское КБ Aker Arctic, известное тем, что создало целый ряд проектов «отечественных» судов, в том числе предназначенных для высоких широт, выкатило концепт контейнеровоза ледового класса Arc7. Длина контейнеровоза – 300 метров, вместимость – 8000 TEU. Уточним, это не «проект», как пишут некоторые оптимистично настроенные люди, а именно концепт.

Новое судно по основным характеристикам предсказуемо повторяет СПГ-танкер Christophe de Margerie. 3 азипода, гибридная пропульсивная система (способность использовать традиционное судовое топливо либо отпарной СПГ), движение кормой вперед при преодолении торосов и тяжелых ледовых полей.

Зачем финны разрабатывали этот концепт?

Прежде всего, никаких особых затрат на его создание не было – как сказано выше, это переработка уже существующего газовоза под контейнеры. То есть это не какая-нибудь «финская инвестиция в будущее СМП», а, скорее, презентация на тему «вот что мы можем сделать».

При этом основной драйвер «шевелений» финского КБ – российские разговоры об СМП как новой транзитной артерии и соответствующие телодвижения Росатома. Если людям надо, почему не нарисовать концепт? А там, глядишь, они и на заказ соблазнятся. А отобьются эти суда или нет – уже проблема заказчика. Такая вот примерно логика.

P.S. Что любопытно, финская презентация была выложена 22 марта, за день до нового «Суэцкого кризиса». Просто на нее обратили внимание только сейчас.

#СМП #Финляндия #Росатом #Суэц
источник
2021 March 30
Капитан Арктика
Арктика без купюр


Не так давно Центробанк представил общественности дизайн новых рублевых банкнот. Уже без арктических городов.

Красноярск, столица одноименного края, частично входящего в Арктическую зону, на десятирублевой купюре будет заменен Новосибирском.

В свою очередь, место Архангельска и Соловецкого монастыря на пятисотрублевой банкноте займут Пятигорск и достопримечательности Северокавказского федерального округа.

Значит ли это, что, в символическом смысле, Крайний Север и Дальний Восток уходят из фокуса внимания государства? Вряд ли. Тем более, что в качестве одного из вариантов в дизайне новых купюр рассматривалась Сабетта. Просто пока посчитали, что ее ставить на деньги рановато.

#деньги
источник
2021 March 31
Капитан Арктика
Незаметный, но важный успех


За валом хайпа вокруг Ever Given и «перспектив» СМП как «ледяного Суэца» с едва ли не миллиардным трафиком, как-то потерялись новости из ИМО.

А там недавно завершилась восьмая по счету сессия Подкомитета по предотвращению загрязнения и реагированию. Нам она интересна прежде всего тем, что на ней обсуждались весьма важные для арктической навигации вещи.

Первое. Сессия поддержала проект Руководства по снижению рисков, связанных с использованием и перевозкой на судах тяжелого жидкого топлива в качестве топлива в арктических водах, подготовленный корреспондентской группой, работу которой координировала РФ.

Тут для нас имеется тот позитивный момент, что в итоговом проекте была учтена наша позиция в части сохранения за каждой арктической страной возможности выдачи временного освобождения от требований о запрете использования тяжелого топлива для судов, которые ходят под ее флагом, во время их плавания в водах, находящихся под суверенитетом или юрисдикцией данной стороны. Это позволит нам затянуть процесс перехода на новые виды топлива в АЗРФ и сделать этот процесс менее болезненным для нашей экономики и судостроительной отрасли.

Второе. Пока что удалось уйти от темы регулирования пресловутых «выбросов черного углерода» в арктических водах, которую активно пропихивали наши «друзья и партнеры» из ЕС и природоохраны. У них был план спешно подготовить соответствующие стандарты и ввести меры контроля, что, в общем-то, могло бы привести нас к раскладу, при котором нас в акватории СЛО повяжут по рукам и ногам через очередные экологические требования. Это дело получилось как минимум притормозить – договорились дальше изучать вопрос черного углерода, создать корреспондентскую группу по этой проблеме и т.д. Данное решение даст возможность если не «замотать» тему, то хотя бы оттянуть тот момент, когда там появится что-то практическое.

В общем и целом, заседание завершилось удовлетворительно с точки зрения наших интересов в Заполярье. Плюс в карму переговорщикам от Минтранса и дипломатам.

#ИМО #экология #судоходство #СМП
источник
2021 April 01
Капитан Арктика
Большие северные морские хотелки


Идея расширения арктической логистики не отпускает наших «лордов Севера». И околосуэцкий хайп им тут в помощь.

В феврале сего года тт. Беглов, Чибис, Цыбульский, Лимаренко и Солодов (руководители Санкт-Петербурга, Мурманской и Архангельской областей, Сахалина и Камчатки соответственно) направили тов. Трутневу письмо, в котором обосновывали необходимость создания так называемого «Большого Северного морского пути» (БСМП) и разработки плана его развития. Теперь, на фоне разговоров про «арктический Суэц», это письмо оказалось как раз кстати.

Итак, что этот БСМП за зверь, в чем его отличия от всего остального?

БСМП – это такой эвфемизм, который призван фактически расширить СМП так, чтобы не расширять его юридически. Последнее нереально в силу того, что правовой режим СМП регулируется в силу Кодекса торгового мореплавания, который, в свою очередь, упирается в Конвенцию по международному морскому праву (КМП). По действующим международным нормам, Россия не может устанавливать ограничительные меры, применимые к СМП, для водных пространств, не покрытых льдами в течение большей части года (ст. 234 КМП), поэтому «натянуть» СМП на маршрут губернаторской мечты не получается. В свою очередь, СМТК – это личная поляна Росатома (да и оканчивается на западе Мурманском, а не Питером), поэтому «лорды Севера» и решили выйти со своей темой, введя новое понятие – БСМП.

В организационно-структурном отношении, БСМП представляет из себя комплекс льгот и послаблений для логистики ряда приморских регионов Севера и ДВ. В идеале, в формате БСМП должны синхронизироваться грузотранспортные цепочки с тем, чтобы на базе северных и дальневосточных морских маршрутов возникло некое единое логистическое целое. По сути, губернаторы хотят, чтобы водные (а местами и наземные) пути за пределами СМП рассматривались как его продолжение, и просят под это дело инвестиции (в порты, коммерческий флот и инфраструктуру) и особые режимы.

Вопреки тому, что пишут в тг-каналах, прямого отношения к непростой теме «транзита по СМП» идея БСМП не имеет. Наоборот, основной акцент в предложении сделан на развитии каботажа, т.е. внутренних перевозок по акватории СЛО, которые позиционируются как хорошая альтернатива наземному транспорту.

Сразу же надо сказать, что у всей этой затеи есть большой врожденный порок, свойственный всем нашим проектам северных морских грузоперевозок. Губернаторы говорят про перспективы, но молчат про главное – грузовую базу. Грубо говоря, пока не понятно, что по этому БСМП возить, и как обеспечивать полную (т.е. в т.ч. и обратную) загрузку судов, чтобы они не ходили под балластом, обсуждать тут нечего. Хотя, конечно, спору нет, северные и дальневосточные порты надо развивать. Но это и так должно делаться, без «арктического» и «суэцкого» хайпа.

#СМП #БСМП #СМТК #судоходство
источник
2021 April 02
Капитан Арктика
СМП: стагнация роста


Пока «лорды Севера» и высокое руководство рассуждают о новых суэцах в Северном Ледовитом океане и выдающихся перспективах, Администрация Севморпути продолжает фиксировать падение грузопотока на СМП.

Согласно вновь обнародованным данным, за январь-март этого года по трассам СМП было перевезено порядка 7,5 млн тонн грузов, что на 3,9% меньше объемов, зарегистрированных за аналогичный период прошлого года.

Кроме того, АСМП выдала всего 56 разрешений на плавание в акватории СМП, или на 10% меньше чем за первый квартал 2020-го.

В целом, падение есть падение. Это тренд, обусловленный внешнеэкономической конъюнктурой и, главное, той экономической моделью, которая привязывает наши арктические дела к этой самой конъюнктуре. Нужно наше сырье – вывоз растет, не нужно – сокращается.

#СМП #грузопоток #судоходство
источник
2021 April 03
Капитан Арктика
«Арктика» опять «отдыхает»


Атомный ледокол «Арктика» снова в Мурманске.

Как мы помним, после февральского ремонта атомоход ушел на Севморпуть, где, по выражению тов. Рукши, «худо-бедно» отработал до конца марта на проводках в юго-западной части Карского моря.

В последних числах марта месяца «Арктика» покинула акваторию СМП и прибыла в порт приписки Мурманск, где стала у атомфлотовского причала.

Причины тому имеются. Вновь всплыла проблема с турбиной (точнее, с ее системой отсоса масла), которую вроде как должны были закрыть в ходе предыдущих ремонтных работ. На этот раз постараются управиться раньше, за условные пару недель, – и снова на трассу.

Это не конец ремонтных мытарств.

Летом, как мы помним, «Арктика» уходит на ремонт посерьезнее: ей предстоит замена гребного электродвигателя правого борта и, наконец-то, выход на проектную мощность (60 МВт). После этого – еще одни ходовые испытания. А уж потом получим (надеемся) полностью работоспособную «Арктику». Не будем забывать, что все это важно еще и потому, что по ее «лекалам», на основе опыта ее эксплуатации будут достраиваться прочие суда проекта 22220.

#Росатом #ледоколы
источник
2021 April 04
Капитан Арктика
Затишье перед бурей? Результаты опроса


Уважаемые читатели, сегодня мы подводим итоги нашего опроса по внутриполитической ситуации на Северах.

Сразу можно отметить: единства оценок не наблюдается. За исключением одного пункта, все – такие разные – мнения получили сопоставимое количество голосов. При этом тех, кто считает, что районы Крайнего Севера политически стабильны, примерно вдвое меньше тех, кто усматривает в сегодняшнем дне симптомы будущих встрясок.

Итак, людей, считающих, что на Севере все спокойно, 12%. Такое же количество голосовавших полагает, что из локальных перформансов не надо делать выводы о вещах общеарктического масштаба. Таким образом, практически четверть всех участников опроса рассматривает положение дел как устойчивое.

Промежуточная позиция (сейчас все в порядке, но это может измениться) набрала 15% голосов.

Относительное большинство – за утверждением о том, что на Северах, и в РФ в целом в недалеком будущем разразится масштабный политический кризис, это утверждение набрало 18% голосов. Брожение умов и растущую неудовлетворенность констатируют 17% участников опроса. «Внешне все нормально, но недовольство может прорваться в любой момент» – так считают 14% тех, кто оставил свой голос.

Тезис о том, что мы стоим на пороге серии локальных политических конфликтов и потрясений по «хабаровскому» типу, разделяют всего 4% опрошенных, и это самый низкий показатель из всех. Еще 8% голосовавших не интересуются политикой.

С этими цифрами при желании можно играть по-разному, делая те или иные выводы. Своих интерпретаций навязывать не будем – читатели у нас грамотные и могут сделать их сами.

В целом, понятно, что наши Севера неоднородны. В разных регионах – свои вызовы и свои проблемы. Стричь всех под одну гребенку бессмысленно. Но нельзя не отметить, что немалый процент голосовавших полагает, что стабильность внутриполитической ситуации на Северах так или иначе находится под вопросом. И это – сигнал к тому, чтобы ускорить решение насущных вопросов, беспокоящих северян.

#стабильность
источник
2021 April 05
Капитан Арктика
Арктический шельф: требуй большего!


Последний день марта был отмечен немаловажным событием: ООН приняла дополнения к заявке на расширение границ шельфа в Северном Ледовитом океане, подготовленные Россией.

Пока ооновская Комиссия по границам континентального шельфа рассматривает наше представление на новые участки шельфа, зарегистрированное еще в 2015 году, Россия продолжает его (представление) пересматривать. В сторону увеличения.

Дополнения, поданные в ООН, охватывают морские пространства СЛО в районе хребтов Гаккеля, Альфа и Ломоносова, поднятия Менделеева и котловин Нансена, Амундсена и Макарова. Новые участки потенциально добавляют нашей стране еще примерно 700 тысяч кв. км арктического шельфа. Всего же площадь шельфа, на который претендует Россия в СЛО, теперь превосходит 2,1 млн кв. км.

Пакет дополнений основан на результатах исследований, проведенных в СЛО экспедицией на борту научного судна «Академик Федоров» (под проводкой «50 лет Победы»), состоявшейся в августе-октябре прошлого года. Тогда нашими были собраны материалы, позволяющие аргументировать геологическую принадлежность заявленных участков к структурам продолжения шельфа и континента РФ.

В общем, документы официально приняты к рассмотрению. Дальше пойдет ооновская бюрократическая работа – и серьезная «борьба бульдогов под ковром». Дело в том, что заявленная нами конфигурация границ шельфа теперь еще глубже вклинивается в районы, на которые претендуют Канада и Дания (от лица Гренландии). Если раньше наши заявки конфликтовали в части принадлежности Северного полюса и прилегающих зон, то теперь в разряд спорных попадают, по разным оценкам, от 600 до 800 тысяч кв. км.

Все это обещает «веселые» времена на дипломатическом фронте. Шельф – даже при наличии очень хорошей научной аргументации – нам «так просто», по одному лишь праву, отдавать не будут. Придется за него побороться. Впрочем, не впервой.

#шельф #Канада #Дания #ООН
источник
2021 April 07
Капитан Арктика
Новая госпрограмма: поддержим «крупняк»


Правительство тов. Мишустина недавно утвердило новую госпрограмму социально-экономического развития АЗРФ на 2021-2024 годы. Правда, от социального развития там остались только рожки да ножки.

Новая программа заменит собой старую (принятую в 2014-м и рассчитанную до 2025 года), последнюю версию которой утвердили всего лишь в середине 2017-го.

Как мы помним, под «старую» госпрограмму было зарезервировано 12 млрд с 2017 по 2020 годы и 58 (с перспективой выхода на 150) млрд – до 2025-го. Потом ее «ограбили», растащив финансирование по другим ГП и наделив статусом «рамочной», а теперь и ее остатки приказали долго жить. «Новая» ГП предусматривает финансирование в размере 19,5 млрд, разложенное на 4 года (3,4 млрд руб. на 2021-й, 6 млрд руб. на 2022-й, 5,2 млрд руб. на 2023-й и 4,9 млрд руб. на 2024-й). Миндаль просил больше – 23 млрд – но уж сколько дали, столько дали.

Выделенные деньги в основном пойдут на поддержку резидентов, каковая, по мысли разработчиков, и заменит собой социально-экономическое развитие Заполярья – на субсидирование льготных ставок по кредитам, пониженных страховых ставок и т.д. Притом бОльшая часть этих средств (13 млрд, или 67% от всего бюджета ГП) выделяется на инфраструктуру, возводимую в интересах резидентов АЗРФ.

В свою очередь, «социальная» часть программы предусматривает… «разработку и принятие нормативных актов, направленных на развитие субъектов РФ, входящих в АЗРФ; осуществление поддержки традиционной хозяйственной деятельности КМН РФ, осуществляемой в АЗРФ». Социально-экономическое развитие через нормотворчество, как-то так.

Что хочется сказать по этому поводу.

Первое. Товарищи, давайте уже организуем планирование настоящим образом. Постоянная смена ориентиров, целевых показателей и даже принципов – это не здраво. Да, обстановка постоянно меняется, да, планы надо корректировать в свете реалий, но подобные качели (дали финансирование – забрали финансирование – снова дали, но уже на другое) не являются признаком устойчивой системы.

Второе. Новая госпрограмма – она прямо-таки зеркало нашей настоящей модели «освоения Арктики». Известно: чтобы оценить реальное содержание госполитики, понять ее истинное наполнение, надо смотреть не в сторону деклараций, а в сторону бюджетов и фондов. А последние идут – правильно! – на поддержку наших дорогих и уважаемых голубых фишек. Формально-то все резиденты АЗРФ равны, но субсидии и льготные кредиты получат те, кто заявил проекты от полумиллиарда, а это далеко не оленеводы, рыбаки и владельцы мини-отелей.

#госпрограмма
источник
2021 April 12
Капитан Арктика
Президентские поручения и Арктика


В конце прошлой недели тов. Путин раздал пакет поручений по итогам совещания о мерах по стимулированию инвестиционной активности. Что там про Арктику?

- Нефть. Тут видим поручение правительству подумать о новых мерах поддержки для тех, кто разрабатывает месторождения высоковязкой и сверхвязкой нефти и ТРИЗ. Все это, особенно последнее, вполне актуально для АЗРФ, на территорию которой заходит, в частности, Баженовская свита.

- Газ. Во-первых, правительству и РСПП поручено проработать вопрос создания механизма, предусматривающего возможность передачи объектов инфраструктуры, созданных независимыми газодобытчиками, субъектам естественных монополий с последующим предоставлением таким производителям компенсации в виде соразмерного снижения тарифов на услуги по транспортировке газа. Иными словами, частники (а это у нас, прежде всего, Новатэк) получат возможность опосредованно переложить на газотранспортные сети часть своих расходов на инфраструктуру, которая в итоге, по исчерпании ресурса, ляжет на баланс ГТС.

Во-вторых, есть установка принять меры к сохранению возможности перегрузки с судна на судно СПГ, произведённого в Арктической зоне Российской Федерации. Тут одна из тем – периодически прорывающееся наружу стремление Новатэка увести перевалку за границу (в Норвегию), где для этого созданы более комфортные условия; соответственно, под него и поменяют нормы.

- СМП. Цитата: «Правительству Российской Федерации рассмотреть совместно с Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» вопросы об установлении долгосрочных тарифов на ледокольную проводку судов в акватории Северного морского пути и ставок портовых сборов, взимаемых в морских портах, расположенных на побережье этой акватории, с учётом обязательного поддержания в исправном состоянии и развития объектов транспортной и портовой инфраструктуры, обеспечения безопасности мореплавания, соблюдения баланса интересов поставщиков и потребителей услуг, и при необходимости представить соответствующие предложения.»

С одной стороны, налицо вроде как логичное для государства стремление упорядочить ценообразование на проводки по СМП. С другой же стороны, речь может зайти о пресловутом «повышении глобальной конкурентоспособности СМП» за счет прямого госрегулирования тарифных политик Росатома в сторону их снижения до предела рентабельности или даже за него. С «благой целью» накрутки перевозок по Севморпути и выхода на столь чаемый Центром «транзит».

В целом, поручения производят то впечатление, что они направлены на раскрутку того, что (еще пока) не работает, за счет того, что уже работает. Что за эффект от всего этого будет – увидим.

#СМП #нефть #газ #Новатэк
источник
2021 April 13
Капитан Арктика
​​🔥Друзья, всем спасибо за поддержку!
Канал @Svarschiki преодолел рубеж в
1⃣4⃣0⃣0⃣0⃣ подписчиков.

ОСОБЕННО БЛАГОДАРИМ:

🇷🇺Семёна Пегова @wargonzo
🇷🇺Александра Сладкова @Sladkov_plus
🇷🇺Александра Коца @sashakots
🇷🇺Евгения Поддубного @epoddubny
🇷🇺Бориса Рожина @boris_rozhin
🇷🇺Военкора Котенка @voenkorKotenok
🇷🇺Даниила Безсонова @neoficialniybezsonov
🇷🇺Андрея Руденко @RtrDonetsk
🇷🇺Сергея Макаренко @MakarenkoLive
🇷🇺Алексея Трифонова @polkovnikt
🇷🇺Андрея Медведева @MedvedevVesti
🇷🇺Олега Блохина @Oleg_Blokhin
🇷🇺Макса Фадеева @RealdocProductions
🇷🇺Семёна Багдасарова @sbagdasarov
🇷🇺Юлию Витязеву @vityzeva
🇷🇺Александра Сосновского @dr_alex_sosnowski
🇷🇺Владимира Корнилова @kornilov1968
🇷🇺Игоря Дмитриева @russ_orientalist
🇷🇺Владислава Брига @breegtime
🇷🇺Михаила Андроника @Ratnik2nd
🇷🇺Андрея Марочко @marochkolive
🇷🇺Юлию Чичерину @julia_chicherina

🇷🇺Караульный @karaulny
🇷🇺СИЛОВИКИ @SIL0VIKI
🇷🇺Майор и Генерал @mig41
🇷🇺338 @go338
🇷🇺Милитарист @infantmilitario
🇷🇺Abbas Djuma @Abbasdjuma
🇷🇺Рыбарь @rybar
🇷🇺Движение Сорок Сороков @sorok40russia
🇷🇺Русский Демиург @rus_demiurge
🇷🇺Архивариус @archivarius_dz
🇷🇺Astra Militarum @astramilitarum
🇷🇺MilitaryMaps @militarymaps
🇷🇺Мадуро – не дура @apleonkov
🇷🇺ЧВК медиа @chvkmedia
🇷🇺Джокер ДНР @JokerDNR
🇷🇺СТБ: БЕЗОПАСНОСТЬ @stb_safety
🇷🇺Авиадиспетчер @aviadispet4er
🇷🇺Daily War @DailyWar
🇷🇺ФАРЕНГЕЙТ @fahrenheit1724
🇷🇺Центр АСТ @bmpd_cast
🇷🇺РУССТРАТ @russtrat
🇷🇺Политспутник @politsputnik
🇷🇺Госслуга @gossluga
🇷🇺КиберВойна и мiр @cyber_Mip
🇷🇺China army @china3army
🇷🇺Военно-политическая аналитика @vpoanalytics
🇷🇺ЦАТУ @catu_su

🇷🇺ИнформБюро-ЮФО @informburo_sfd
🇷🇺ИноСМИ @inosmichannel
🇷🇺Украина.ру @ukraina_ru
🇷🇺News Front @newsfrontnotes
🇷🇺РИА ФАН @riafan
🇷🇺Дежурный по СНГ @CIS91
🇷🇺Россия в глобальной политике @ru_global
🇷🇺НеСоциальная Сеть @NeSocSeti
🇷🇺Страновед @stranoved
🇷🇺Новостной @novo_stnoy
🇷🇺Темы. Главное (ГлавМедиа) @glavmedia
🇷🇺ИА REX @iarexru
🇷🇺Inside Donetsk @Doninside
🇷🇺Война на Донбассе @WarDonbass
🇷🇺Дежурный по Закавказью @dezhurniy
🇷🇺Капитан Арктика @caparctic
🇷🇺Сводки Арктики @arcticinfo

Вскрываем коварные планы, разоблачаем недружественные замыслы, стоим на страже национальных интересов России.
источник
2021 April 14
Капитан Арктика
Что будет в Рейкьявике?


В середине мая тов. Лавров поедет в Рейкьявик. Там ему предстоит официально принять председательство в Арктическом совете и впервые очно пообщаться с американским коллегой г-ном Блинкеном.

В целом, интересно посмотреть, что из этого получится.

В кулуарах силен скептицизм по поводу возможной встречи. Мол, отношения и так находятся практически у нижней точки – г-н Байден вполне ясно обозначил свое отношение к тов. Путину, наш посол отозван из Вашингтона «для консультаций», и вообще, накопился целый ворох проблем.

Масла в огонь подлил недавний эпизод в Анкоридже, где вместо конструктивного диалога между китайцами и американцами вышла форменная перепалка, инициированная американской стороной. По идее, нечто подобное возможно и в Рейкьявике.

Но мы бы не настраивались заранее только лишь на негатив. Дипломатия – она ведь хитрая штука. Даже в худшие годы Холодной войны делегации, поливающие друг друга словесными помоями в ходе официальных заседаний, вполне плодотворно работали «на полях». Такие встречи, как в Рейкьявике, в общем-то, и нужны для того, чтобы наладить личный контакт, сохраняя на публике покерфейс и мину неудовольствия неуступчивым «партнером». Тем более, что уже заявлена встреча «тет-а-тет» между двумя главами внешнеполитических ведомств, а сама формальная причина их приезда в исландскую столицу связана с благим делом поддержания диалога в высоких широтах, на наименее проблемном участке отношений между США и РФ.

Многое, конечно, зависит от событий второй половины апреля – начала мая, которые будут происходить преимущественно вдали от Арктики. Но тем важнее становится встреча в Рейкьявике.

#Арктикабезопасность #США #Исландия #АС
источник
2021 April 15
Капитан Арктика
Новая администрация США: чего нам ждать в Арктике?


Администрация Байдена взялась за масштабную ревизию своих военных (и военно-морских) дел. Арктику она тоже затрагивает.

В данный момент в Пентагоне работают над новой схемой дислокации сил и средств США за рубежом. Понятное дело, пока ее детали широкой публике не известны, но кое-что ясно уже сейчас. В целом, очевидна установка на усиление силовой проекции США в ряде ключевых (по важности и взрывоопасности) регионах. В их число входит и Север Европы, и Арктика.

Прежде всего, в планах заметное увеличение военной активности в акватории Северного Ледовитого океана. Если в 2018 году Штаты вообще единожды проявили себя за полярным кругом (туда зашла АУГ «Трумэн»), и это было впервые за пару десятилетий, то за один только последний год ВМС США провели 20 мероприятий (учений и операций) в высоких широтах. В дальнейшем нам следует ожидать повышения интенсивности их действий.

В этом свете, нам нужно думать о том, как отвечать на новые учения, FONOP и различные провокации, осуществляемые под прикрытием «обычной» военной активности. Памятуя о том, что цель последних – не только отработать действия на случай «драки» и обкатать взаимодействие с американскими союзниками в регионе, но и продвинуть конкретные темы, например, американский подход к определению морских границ и пределов суверенитета государств.

Надо ожидать и институализации американского присутствия по всему периметру наших арктических границ. Не исключено расширение существующих баз США на Аляске и более интенсивное использование ими военной инфраструктуры в Скандинавии. При этом тяжесть финансирования американской военной активности будет все больше распределяться по союзникам США: за «защиту от русского медведя» придется платить.

Действуя в Арктике, США будут целиться не только в Россию, но и в Китай, который, в действительности, является для Вашингтона более весомой угрозой, чем наша страна. Соответственно, США сделают все для торпедирования российско-китайских экономических проектов за полярным кругом. В этом контексте, работая с американцами и мировым сообществом, нельзя забывать о том, что проблема носит не только двусторонний характер («Россия-Запад»), а усложняется наличием китайского компонента.

В общем, спокойных времен не предвидится. Но это – наша страна, наша Арктика, наши ключевые интересы. Поэтому готовимся.

#Арктикабезопасность #США #Китай
источник
2021 April 16
Капитан Арктика
Расширим наши Севера?


«Приращение» Арктики за счет новых районов – дело заразительное. «Расширительная лихорадка» перекидывается на Севера в целом.

В Москве состоялось заседание комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока. Один из итогов его работы – «свежее» во всех отношениях предложение расширить перечень территорий Крайнего Севера и приравненных к ним территорий.

Включить в Севера планируется Тугуро-Чумиканский район Хабаровского края, поселок Муртыгит Тындинского района Амурской области и Тере-Хольский район Тувы. Аргументация уже привычная – места глухие, отдаленные, дорог туда нормальных нет, там холодно, давайте признаем их Крайним Севером.

Опять же, причины этих ходатайств понятны. Россия у нас по большей части северная страна, за пределами нескольких агломераций представляющая собой далеко не самую устроенную территорию в мире. А северный статус – это все же какие-никакие льготы, внимание высокого начальства и потенциальное участие в распределении бюджетов.

Но это, конечно же, не выход.

Обивание московских порогов с целью выдавливания северных льгот и дотаций – это не то, чем надо заниматься руководству депрессивных регионов. Нам нужна и другая региональная политика, и, вообще, другие подходы к экономическому развитию, выходящие за рамки порочной экспортоориентированной модели – «прибыль вывозим, проблемы оставляем». Но пока их нет, хождения по кабинетам со слезными просьбами «записать в северяне» будут продолжаться.

#ДальнийВосток
источник
2021 April 19
Капитан Арктика
Территория без диалога


Арктическое руководство определилось с будущим форума «Арктика – территория диалога» на двухлетнюю перспективу.

Оба мероприятия пройдут в Питере. У тов. Трутнева реалистично оценивают способность собственно арктических регионов страны к тому, чтобы послужить площадкой для форума. Несмотря на разглагольствования на тему «арктической столицы», ни Архангельск, ни Мурманск, ни, тем более, какой-то другой город АЗРФ на данный момент откровенно не тянут, и, в ближайшие пару лет, не потянут проведение мероприятия такого масштаба.

Форумы будут организованы два года подряд – в 2022 и 2023-м. Формальная причина тому – председательство России в Арктическом совете, из которого (председательства) решено выжать максимум в плане поддержания хоть какого-то объема контактов с соседями по высоким широтам.

Подход этот не лишен своей логики: отношения страны с «первым миром» в целом чем дальше, тем больше похожи на изоляцию, а для нашего руководства это серьезный раздражающий фактор. Поэтому арктическую повестку будут держать до последнего в предельном тонусе, наращивая активность по всем доступным поводам. И тем важнее для отечественной дипломатии Арктика, что там есть американцы, прямой выход на которых ни в Кремле, ни на Смоленской площади терять не хотят.

С другой же стороны, не ожидали бы от обеих «территорий диалога» реальных сенсаций и прорывов. Во-первых, есть долгосрочные тренды, и они в лучшую сторону не изменились. Во-вторых, все, о чем написано выше, у соседей и, главное, в Штатах, хорошо понимают, поэтому оба форума ждет нечто вроде полубойкота со стороны наиболее желанных участников – реальных арктических ЛПР и западных мейджоров экономики. По итогу, скорее всего, на выходе получим ярко оформленные междусобойчики с некоторым международным участием (в основном, китайским). Впрочем, не будем загадывать – до 2024 года еще много времени.

#форум #СПб
Telegram
Капитан Арктика
НЕмеждународный #форум

На сайте форума «Арктика – территория диалога» появилась программа с именами спикеров. Пока не стопроцентная, но выводы сделать уже можно. Форум вроде как международный, но подавляющее большинство участников – российские чиновники или представители российских компаний. Среди высоких импортных гостей – президенты Финляндии, Исландии, премьер-министры Норвегии и Швеции. Со стороны Канады – представитель министерства иностранных дел, со стороны США – в общем-то, никого. Интересно, что Китай тоже практически никак не представлен на высоком уровне, но китайцев среди участников очень много.

Удивляться нечему. Россия не считается популярной площадкой для обсуждения международных вопросов, хоть всем странам и приходится с ней считаться. Арктические вопросы с бОльшим рвением обсуждают в Норвегии на «Арктических рубежах» или на форуме Arctic Circle. Кроме того, темы, заявленные в программе, больше ориентированы на Россию: от строительства на Крайнем Севере до поддержки частных инвестиций в Арктике.…
источник