Пару месяцев назад я
был на отвалах ЧМК (на чмз) и написал, что жду приглашения от ЧЭМК. Свершилось: вчера главный технолог завода пригласил меня на экскурсию. Я сделаю несколько публикаций — формат не позволяет уместить всё в 10 картинок. А теперь — история настоящего Челябинска:
В царской России был один ферросплавный завод — в Сатке. Именно рядом с ней была построена первая российская гидроэлектростанция "Пороги". Она давала ток, который нужен электрометаллургии. Ферросплавы нужны, чтобы создавать разные виды сталей — гибкие, нержавеющие, огнеупорные, особопрочные. Без них невозможно делать ни самолёты, ни станки.
В 1929 году СССР взял курс на переход с аграрной экономики на индустриальную. Началась масштабная стройка по всей стране. И Челябинск, будучи небольшим торговым городком, начал превращаться в промышленного гиганта, хотя тогда Златоуст был гораздо больше и богаче. Челябинску помогли залежи бурого угля вокруг. Из-за угля приняли решение строить электростанцию ЧГРЭС. А где ток — там можно и заводы построить. В Челябинске начали строить крупнейший завод ферросплавов в стране — ЧЭМК (сразу же ЧТЗ, Цинковый, Станкомаш). Инженеры из Сатки 90 лет назад приезжали к нам, чтобы обучать будущих плавильщиков. Продукция завода шла на все металлургические заводы СССР (как, собственно, и сегодня).
Челябинск не породил заводы. Это заводы породили Челябинск. Это действительно город трудовой доблести. Люди приехали сюда ради заводов. И все районы, кроме маленького центра, появились вокруг заводов. Их строили те же заводы для своих рабочих. У каждого — свой дворец культуры, спорта, свой стадион, свой институт. Здесь не отдыхали — здесь работали. Город-план, порождённый первой пятилеткой. Когда я смотрю на верблюда на гербе города, мне смешно. Настоящий Челябинск, построенный в две пятилетки и войну, не имеет ничего общего со своим гербом.
И вот мы обнаружили себя в 21 веке в городе-заводе со всем его наследием. Всесоюзного плана больше нет. Что нам делать дальше? Продолжение следует.