Городские улицы районного значения 2+2 полосы - это самое тупое, что есть в наших городах. Реально, ничего тупее этого просто не придумали. Сейчас объясню, почему.
Вообще, зачем в совке их столько понастроили, 1+1 что, не хватало? Хватало, но генпланисты получали свой хлеб не зря - и на многих улицах закладывали 2+2 "на перспективу".
Рассмотрим жизнь типичного перекрёстка двух таких улиц - Герцена и Предтеченской в Вологде. Пока поток был маленький (и для него бы хватило 1+1), а к ДТП все относились легко - всё работало относительно хорошо. На светофоре было всего две фазы, зеленый каждому направлению горел в среднем 43% времени цикла. Формально пропускная способность была очень высокой, что-то около 5,8 тыс. автомобилей в час, но фактически их проезжало намного меньше.
В принципе, фазовый коэффициент 43% уже заставляет задуматься, не избыточны ли 2 полосы между перекрёстками, ну да ладно, идём дальше.
Машин стало больше, и стали часто происходить ДТП. Почему? Дело в том, что ожидающие "окна" во встречном потоке для поворота налево автомобили полностью блокируют друг другу видимость встречки. При плотном потоке и отсутствии видимости повернуть налево непросто, и ожидание на перекрёстке затягивается. Едущие прямо автомобили вынуждены прямо перед перекрёстком втискиваться из двух в одну полосу. Это создаёт нервяк у ждущих "окна" для левого поворота водил, в сочетании с отсутствием видимости и плотным потоком, понятно, что это приводит к ДТП. Также ДТП случаются и на кажущейся пустой дороге, на которой вроде бы никого нет (на самом деле есть, просто ты его не видишь из-за ожидающего левого поворота автомобиля).
Внимание водителей так сильно отвлечено на другие автомобили, что пускать пешеходов на просачивание тоже становится опасно.
Начиная с какого-то количества ДТП, власти уже не могут с этим мириться, количество фаз начинает расти, и в какой-то момент приходит к закономерному итогу - пять фаз ради полной бесконфликтности движения (
видео). Зеленый каждому направлению горит в среднем 17% времени цикла.
Семнадцать. Процентов.
Фактическая пропускная способность перекрёстка оказывается чуть больше
2тыс. машин в час. Время горения красного каждому направлению - под две минуты.
Зато в генплане всё было красиво.
Есть у улиц 2+2 и другие проблемы: через них невозможно сделать безопасный нерегулируемый переход, в итоге приходится всё осветофоривать, либо иметь множество ДТП (у нас, как правило, выбирают второе). Такую улицу довольно дорого содержать, она провоцирует высокие скорости движения (если на каждом светофоре стоять две минуты, то втопить между ними соточку - святое дело). Но то, что перекрёстки улиц 2+2 работают с эффективностью 17% - главное.