С 1 мая введен приоритет универсального дизайна вступившим в силу ГОСТ 59432-2021 "Доступность для инвалидов и МГН". На эту тему много было релизов, но никто не погрузился в тонкости. Поэтому, приступим.
Обзор сделан по доработанному проекту, финальной версии пока нет.
Применяется как при проектировании, так и содержании дорог.
Гостом введен термин "универсальный дизайн" – принцип, которым обеспечиваются равные условия пользования объектами всеми категориями людей, в том числе не относящимся к инвалидам и другим МГН.
Определено, что обеспечивает доступность:
- выполнением в дорожном хозяйстве специальных функций по беспрепятственному и безопасному передвижению
- единством методологии и нормативов
- комплексностью решений
- непрерывностью, беспрепятственностью и безопасностью кратчайших связей
- приоритетностью принципа универсального дизайна
Гостом регламентированы требования к тротуарной плитке, фаскам и прочему в пешеходных коммуникациях. Установлена минимальная ширина прохожей части тротуаров. То есть свободная зона от заборов, скамеек, знаков и столбов.
И интересная новиночка: при новом строительстве и реконструкции в габаритах прохожей части
пешеходных коммуникаций не допускается размещение люков любого назначения.
И очень интересное указание: тактильные наземные указатели перед пандусами не обустраиваются. Напомню, забавный случай, когда у детской поликлиники перед пандусом сделали плитку поперек. Ну так, чтобы заставить ребенка с травмой еще пострадать.
Это конечно же исправили. Регламентирован запрет устройства пешеходных переходов таким образом, чтобы увеличивался путь более чем на 30% по сравнению с кратчайшим путем по воздушной линии. У нас же часто любят ликвидировать пешеходные переходы там, где они требуются по нормативам.
Например, на остановках. Еще новиночка, это то, что перед пешеходными переходами необходимо устраивать горизонтальную площадку. Наконец-то это указали в нормативах. В Южно-Сахалинске мы такое уже начали внедрять и так будет сделано везде на обновленной улице Комсомольской.
Сопряжение пешеходного перехода с асфальтом - не более 15 мм, а если переход на закруглении - не более 5 мм. Что интересно, в СП 396 про коробовые кривые указано понижение в 0.
Гостом предусмотрено, что светофорные пешеходные фазы должны назначаться с учетом скорости движения маломобильных граждан - 0,7-0,9 м/с, а не как сейчас 1,3.
Пешеходные переходы теперь должны освещаться х3.3 раза сильнее проезжей части. Введен европейский норматив уровня освещенности (
европопулизм детектед). Такой уровень мы экспериментально применили в прошлом году на
улице Горького.
Теперь сам переход и 25 метров до него должен иметь уровень средней освещенности 50 лк.
В целом гост добавляет конкретных хлопот. Но полезных.
И вроде хорошее начало, но в область применения не входят улицы городов, просто делая отсылку на СП 42, СП 140 и СП 396, а подобной важной детализации там, разумеется нет. Поэтому я рекомендовал бы заказчикам и проектировщикам при проектировании улиц в городе учитывать положения этого госта, тогда наши города изменятся, станут дружелюбнее, безопаснее и комфортнее.
С праздником!