
Отчаянно сопротивляются финансисты Смольного. И если по окончательному выводу из эксплуатации вагонов Ем Кировско-Выборгской (1) линии вопросов нет, то по обновлению остальных есть ряд принципиальных возражений, как и с закупкой новых составов под новые линии: «Если учесть, что нет ни одного нового утвержденного проекта по строительству метро, а конкретики с потенциальным единым поставщиком по этой части — «Метростроем Северной столицы» — критически не хватает, закладываться на подвижной состав финансовый блок тоже считает странным.»
Наполеоновские же планы по обновлению подвижного состава на действующих линиях выглядят вот так: 968 вагонов до 2031 года
При этом
до 2026 полное обновление Кировско-Выборгской (1) линии (312 вагонов - 39 составов)
с 2026 по 2030 - обновление Московско-Петроградской (2) линии (456 вагонов - 76 составов)
с 2030 по 2031 - по остаточному принципу обновляется Фрунзенско-Приморская (5) линия (176 вагонов - 22 состава).
Ну а на Лахтинско-Правобережной линии останутся многострадальные клоны 81-717/714 и после 2031 года, как и половина подвижного состава ФПЛ (5).
Не забыли и о новых пусках: в 2024 году планируется обеспечить аж тремя новыми восьмивагонными составами Красносельско-Калининскую линию.
На случай, если финансисты смогут задушить закупки, Питерметро заготовило следующие цифры по списанию:
В этом случае до 2031 года придется списать 60 вагонов 81–717/714 на МПЛ (2) и ФПЛ (5) линиях. После начнут списывать на второй по 50 единиц ежегодно (впрочем, «Фонтанка» писала, что под четыре десятка сравнительно молодых вагонов и сейчас стоят невостребованными в депо, потому что это головы, от которых отцепили хвосты). Последствия понятны: увеличение интервалов и неисполнение транспортной работы. Апокалиптический сценарий предполагает также полное одряхление второй линии (91% износа) и четвертой (85%); эксплуатацию 572 вагонов с превышением срока службы (сейчас их, напомним, 778); несоответствие требованиям по части среды для маломобильных граждан; и да — новые пуски, не обеспеченные поездами. Это может показаться ироничным, но действительно будет интересно, если коричневую и оранжевую линию достроят, а ездить там будет не на чем. Финансовому блоку предстоит оценить эти аппетиты.
Но всё это страшилки и срок службы вагонов может быть продлён после 31 года эксплуатации (в данный момент именно такой критерий изношенности выставляет предводитель метро для своих поездов), по примеру тех же Ем на КВЛ и Еж (на ТКЛ Мосметро).
Не менее интересен вопрос, а что же именно привезут в метрополитен?
Вариантов здесь не так и много, учитывая тот факт, что процесс запустил глава ТМХ.
Текущая линейка МВМ включает в себя вагоны 81-765.4/766.4/767.4 и сверхсовременные 81-775/776/777. Но есть одно но: оба типа поездов оснащены межвагонными переходами и кондиционерами с обеззараживанием воздуха в салоне. В условиях отсутствия КЖЦ (а закупка предусмотрена без него), кондиционеры заглохнут уже на следующий год.
Но официальное обоснование против выглядит иначе:
"Петербургский метрополитен, в частности, не видит пользы в кондиционерах.
Доводы: придется снабжать подземку системой отведения нагретого воздуха, увеличится масса вагона, подорожает эксплуатация. Ну и пандемия тоже, вроде как, не располагает к кондиционированию воздуха"
Противники такого подхода говорят, что в тоннели и так выделяется много тепла от подвагонного оборудования, а в кабинах поездов ставят кондиционеры и находят возможности их обслуживать. Кроме того, московское метро, по которому мы себя равняем, давно ездит с кондиционерами — в частности вагоны «Москва», Ока и «Русич». Всего таких вагонов более 3 тысяч, то есть порядка половины всего столичного парка.