Хочется вклиниться в дискуссию
Артёма и
Алексея про 15 минутный город и климатический кризис. В первую очередь из-за того что идея 15 минутного города очень политическая, да и в целом этот аспект хочется подробнее осветить.
Аргумент о том, что эффективное использование времени горожанина может стать драйвером климатически кризиса кажется мне неубедительным. Причиной изменения климата в этой оптике является бессубъектная рациональность, которая «естественно» привела к сложившийся ситуации.
Несмотря на продолжающиеся дискуссии про то, кто является основным драйвером климатический изменений, в большей степени это воздействие корпораций и производств.
Их влияние распространяется и на город. Города построены по фордистской модели, то есть вокруг 8-ми часового рабочего дня (об это круто
дискутируют Виктор Вахштайн и Алексей Новиков). Временная модель города устроена так, чтобы сотрудник мог добираться до работы и дома в определённые временные промежутки. Остальные 16 часов городской жизни практически не учитываются.
Города призваны обеспечивать функционирование масштабных производств, приводящих к климатическим изменениям. Они уже функционируют рационалистично, обеспечивая работу агентов, влияющих на климат.
Идея 15-минутного города включает в себя децентрализацию, которая сокращает время на транзит дом-работа-дом. В этой оптике 15 минутная доступность рабочего места — не только стремление «успевать больше», но и изменить парадигму времени в городе, где многие тратят 2 часа в день на дорогу.
Климатический кризис — проблема современного мира. Его причиной в большей мере являются корпорации, чем люди в целом, поэтому аргументы против концепций, продвигающих идеи устойчивого развития, кажутся не очень релевантными.