#утренняяреплика
Во Франции хотят запретить школьникам и студентам пользоваться мобильными устройствами на протяжении всего учебного дня, а не только во время уроков и лекций. В ходе голосования в нашем канале с небольшим перевесом победили сторонники такого запрета, а в чате в ходе дискуссии зашла речь о том, что такие запреты нарушают права детей. Правда, без указания, каких именно. Всё-таки, школа это место где некоторые ограничения всегда будут присутствовать.
Мир сильно изменился, и не последнюю роль в этом сыграло стремительное развитие микроэлектроники, особенно в части мобильных устройств. Если в конце 80-х мобильный телефон воспринимался как невероятная возможность поговорить с кем угодно и где угодно, то сегодня мобильные устройства серьёзно меняют нашу повседневную жизнь. Поколение, заставшее мир без смартфонов и даже интернета, видит в том числе и негативные изменения, то поколение 2000-х, выросшее с планшетом в руках, не понимает, с чего весь сыр бор.
Логика ретроградов (в том числе и нашей редакции) проста – жили и учились мы без мобильных устройств и не сказать, что это существенно ограничивало наши возможности. Конечно, все это напоминает брюзжание стариков: «а вот в наше время», но вполне себе служит аргументом на возражение: «а вдруг что-то случится, а мобильного телефона и нет под рукой». Да и зависимость знаний и памяти от постоянного «гугления» тоже не вызывает восторга.
Аргументация миллениалов также понятна – старичье пытается остановить прогресс и ставит палки в колеса молодым. Мобильные устройства сильно облегчают коммуникацию, позволяют мгновенно узнать все, что нужно. И что особенно важно, они стали значимым инструментом социализации. Все эти фотографии, видео, статусы в социальных сетях. Смартфон воспринимается как некий дополнительный орган чувств и лишать его — значит вторгаться в личную жизнь человека. Мир стал цифровым и сопротивляться этому бесполезно. И в этом, надо признать, тоже есть своя правда.
Конечно, с появлением совершенно новых технологий наша жизнь меняется безвозвратно, но изменения эти не должны разрушать все то, что цивилизация нарабатывала столетиями. И разрушать образовательные технологии было бы глупым, не предлагая нечто несомненно лучшее, чем то что есть сейчас. Ученик, который в школе отвлекается на соцсети и ютуб, с гораздо большим трудом может сконцентрироваться на изучении предмета. О «клиповом» сознании и проблемах с памятью, наверное и говорить не стоит. Дети, которые просто вводят в Гугл вопросы преподавателя и отвечают на «отлично», уже через 15 минут часто не могут даже вспомнить о чем шла речь.
Поэтому запрет, который собирается ввести министерство образования Франции, имеет вполне себе обоснованные причины. Сам по себе прогресс не всегда несёт только благо. Многие достижения цивилизации проходили суровую обкатку реальностью и далеко не сразу достались нам в том виде, в каком мы их знаем. Взять к примеру автомобили — сколько было потрачено усилий, создано правил, регуляций и ограничений за последние сто лет. Сейчас трудно представить, что когда-то можно было просто взять автомобиль любой конструкции и кататься где хочешь, как хочешь, без каких-либо правил, знаков и регистрационных номеров.
Отчего-то ни у кого не возникает вопросов относительно того, что в театре или кинотеатре сидеть в телефоне и уж тем более говорить по нему – моветон. Далеко не всегда ограничения приводят к негативным результатам. Каким будет итог французского эксперимента, мы сможем узнать уже в ближайшем будущем. И почему-то кажется, что он будет скорее положительным.