#утренняяреплика
В Москве появился первый каршеринг от автопроизводителя. Китайская компания Chery вывела на линию 50 автомобилей Tiggo 2 в люксовой комплектации. Собственной платформы и приложения для клиентов у Chery нет, она пользуется системой YouDrive Pool.
Каршеринг – сложный сервис. Нужно проводить оценку новых пользователей (и отказывать им в регистрации, если есть хотя бы малейший намек на обман), следить за чистотой машин, периодически их перегонять с окраин в центр (где шансов на аренду у автомобиля больше, чем у стоящего где-нибудь в Реутове). А ведь еще есть текущий ремонт, сервисной обслуживание и, конечно, разруливание неизбежных ситуаций со штрафами, генерируемыми пользователями.
Именно поэтому долгое время (а уже лет пять, наверное, прошло с зарождения этого рынка) автопроизводители стояли в стороне от каршеринга. Машины дать в лизинг? Это можно. Но выпускать в арендное болото собственные новенькие авто стеснялись. И тому есть ряд причин.
Первая – и главная – в начале у каршеринговых сервисов было больше проблем, чем прибыли. Не факт, что прибыль и сейчас присутствует, но аудиторию эти сервисы сформировали. Тысячи, если не десятки тысяч, зарегистрировались и хотя бы однажды арендовали автомобиль через приложение. Более того, такие сервисы становятся частью туристического кластера – ваш покорный слуга неоднократно пользовался Делимобилем в поездках, в частности в Уфе и Нижнем Новгороде. Это действительно удобно и дешевле такси, не говоря уже о посуточной аренде в Hertz и подобных конторах.
Вторая причина кроется в необходимости создавать собственную платформу для коммуникации с пользователями. Нет, автопроизводители могут создать что угодно, благо затраты на этот процесс – капля в общем бюджете. Но те, кто видел штатные системы, например, навигации в автомобилях, сразу поймут, о чем речь. Если за программное обеспечение берется автопроизводитель, это значит, что оно будет крайне специфичным. И в случае со штатной системой в автомобиле потребитель еще может смириться (обратите внимание, сколько автомобилей на дороге едет с крепежом для смартфона на лобовом стекле), то для пользователей каршеринга, привыкшим к определенному уровню удобства и комфорта, приложение нужно соответствующее.
Конечно, присоединяясь к уже готовой платформе, владельцы автомобилей теряют большую долю самостоятельности. И мы прекрасно знаем примеры, когда такой симбиоз технологической компании и реального сектора привел к ужасным последствиям. «Яндекс.Такси» позиционирует себя как платформа для таксопарков и индивидуальных таксистов, однако на деле является чуть ли не регулятором рынка, самостоятельно устанавливая цены на поездки, определяя комиссии и вознаграждения и, пользуясь фактически монопольным положением, диктует условия всем игрокам.
В каршеринге ситуация более здоровая. Владельцы автомобилей имеют возможность самостоятельно выставлять цены на аренду. Например, Chery, о которой мы и говорим, будет брать 7,5 рублей за минуту аренды и 2 рубля за минуту простоя. Это чуть больше «Делимобиля», но и Chery Tiggo 2 классом повыше Hyundai Solaris.
Конечно, «Яндекс» может попытаться провернуть то же самое, что он сделал с рынком такси. Но ценовой демпинг вряд ли поможет в случае с каршерингом. Сегодня автомобилей, доступных для краткосрочной аренды, ничтожно мало. Чтобы найти доступный для аренды автомобиль вечером в центре нужно очень сильно постараться. Рынок такси был уже сформирован, когда пришел «Яндекс», а рынок каршеринга лишь в начале пути. И вряд ли «Яндекс» будет закупать десятки тысяч автомобилей, чтобы заставить ими все городские парковки, не оставляя шансов для конкурентов.