#утренняяреплика
Вчера газета Коммерсантъ
опубликовала интересную заметку о прогнозе Deloitte, который посвящён развитию отраслей высоких технологий, телекоммуникаций, развлечений и СМИ в 2019-м году. Одной из самых интересных тенденций, которую отмечают авторы прогноза — это резкий рост популярности «умных» колонок. Согласно данным Deloitte, всего в этом году в мире будет продано около 98 миллионов подобных устройств на сумму 4,3 миллиарда долларов, а в грядущем 2019-м а продажи колонок с голосовыми ассистентами достигнут отметки примерно в 164 млн штук, что в деньгах составит уже около 7 миллиардов долларов.
По данным исследователей, в настоящий момент умные колонки наиболее распространены в китайских мегаполисах, где ими владеют около 22% от числа участников опроса. В США этот показатель достигает 20%, а в Великобритании уже 12%. Смарт-функции колонок используются, в основном для того, чтобы включить музыку (60% от числа голосовых запросов). Кроме того, популярностью пользуется прогноз погоды (52%), управление будильником (39%) и голосовой поиск (так же 39%). Частота использования этой категории устройств также растёт и сейчас достигла седьмого места, обойдя электронные книги.
Активный рост этого рынка был обеспечен преимущественно голосовыми ассистентами использующих китайский и английский языки, однако уже в самом ближайшем будущем авторы прогноза ожидают роста продаж на других рынках за счёт поддержки новых языков, в том числе и в России.
Пока же в России ситуация существенно отличается от Китая или США — продажи такого типа акустических систем минимальны, их количество сравнимо с погрешностью. Более того, нет оснований считать, что все покупатели таких колонок осознают что именно они приобретают. И уж точно можно с уверенностью сказать, что популярность голосовых ассистентов у нас заметно ниже, чем, к примеру, в Китае.
Связанно это с разными причинами. С нашей точки зрения, увязывать между собой низкую популярность «умных» в России колонок и тем фактом, что голосовые сервисы на русском языке появились с заметным отставанием, было бы не очень корректным.
Во-первых, популярность голосовых сервисов в странах с иероглифической письменностью всегда была несколько выше чем в странах с алфавитной. Объясняется это самым очевидным образом, так как традиционные интерфейсы ввода текста проектировались под алфавитное письмо и затем уже адаптировались для азиатских рынков. Этим же и объясняется большая популярность голосовых сообщений в азиатских мессенджерах.
Во-вторых, в России есть серьёзное предубеждение касающееся гарантий соблюдения права на приватность. Постоянно включенный микрофон с подключением к интернету для многих выглядит слишком экстремальным решением, причём чем старшее аудитория, тем больше опасений на этот счёт она склонна высказывать.
Учитывая тот факт, что большинство выпускаемых беспроводных колонок со временем станут поддерживать смарт-функции, то очень легко спрогнозировать резкий рост продаж. Тем более, что с нулевой отметки практически любой рост можно будет назвать взрывным.
Но будет ли у нас так же популярно использование этих колонок в качестве интерфейсов к голосовым ассистентам? Ответ на этот вопрос не так очевиден, как может показаться на первый взгляд. Разработчикам голосовых сервисов предстоит потратить немало усилий для того, чтобы обеспечить доверие к своим продуктам.