#утренняяреплика
Сегодня в «Коммерсанте» вышла заметка про наше исследование тарифов на мобильную связь в России. Мы проводим этот срез каждые полгода (так же, как и несколько других). Хотелось бы, конечно, использовать формулировку «в этой половине года ситуация изменилась так-то», но не получается. По нескольким причинам.
В основе наших расчётов лежат только публичные цифры. Это, с одной стороны, тарифы на связь, которые мы берём с сайтов операторов. Так как занимаемся этим не первый год, можем рассказать, у кого сайт удобнее, а кому стоит добавить прозрачности. Но об этом как-нибудь в следующий раз. С другой стороны, это официальные данные по зарплатам в каждом из регионов. Их мы берём из базы государственной статистики. И с ним-то как раз самая большая сложность. Дело в том, что данные Росстат публикует с серьёзной задержкой. А потому и не получается делать «полугодовые» срезы.
Сам Индекс доступности связи рассчитывается очень просто. Для каждого региона вычисляем цену среднего тарифа, берём показатель средней заработной платы из базы Росстата, и делим одно на другое. Получается доля дохода, которую житель России тратит на мобильную связь. Доля эта небольшая, ибо тарифы у нас весьма невысокие, поэтому получившиеся в результате тысячные доли для наглядности переводятся в единицы.
Если обернуться назад, то можно констатировать – лидеры и аутсайдеры рейтинга практически не меняются. Меньше всего из своего дохода на связь тратят жители нефтяных регионов, больше всего – в республиках Северного Кавказа. Да, конечно, зарплаты в этих регионах не сопоставимы и отличаются в несколько раз, а вот тарифы напротив, отличаются не так сильно. Справедливо это? Сложный вопрос, и даже если не касаться особенностей официальной статистики, нужно учитывать в том числе и техническую сторону вопроса. В тех же автономных округах для обеспечения покрытия операторам нужно построить небольшую сеть – городов там мало, все живут компактно, местность равнинная, инфраструктура развита, поэтому инвестиции нужны не такие уж и большие. На Кавказе напротив, плотность проживания не такая высокая, а вот ландшафт один из самых сложных и потому дорогих для обеспечения покрытия. Поэтому чтобы обеспечить связью всех, приходится тратить ощутимо больше денег на строительство сети.
Кто-то может предложить: субсидируйте одни регионы за счёт других. Но по сути это уже давно происходит, только в этом полугодии субсидировались те регионы, где была развязана ценовая война. Таких областей немного, но тарифы там снизились в несколько раз. Особого влияния на среднероссийские показатели это не оказало, потому как за фуршет заплатили другие регионы, где тарифы повысились. На круг получилось незначительное понижение среднего тарифа по России на 3%.
Однако в целом картина складывается на такая радужная и в следующем году можно ожидать «тарифного похмелья». Предпосылок к повышению тарифов накопилось уже слишком много, чтобы игнорировать очевидное: низкие цены уйдут в прошлое. Сейчас мобильный рынок напоминает человека, у которого болит зуб. Вместо того, чтобы пойти к стоматологу, он пьёт обезболивающие. И чем больше он их пьёт, тем меньший эффект они дают. Зуб придётся вырывать все равно, но чем позже это делать, тем больше может возникнуть осложнений.
Операторам придётся повысить тарифы. Есть несколько механик. Можно постепенно отказаться от самых дешёвых тарифов, как это делает МТС. Можно сделать невыносимыми условия тарифов без абонентской платы, как это делает Tele2. Ну а мы, конечно, выпустим новое исследование ближе к лету, в нём-то и разберём, как именно операторы решили проблему больного зуба. И решили ли вообще.