
В соответствии с требованиями Федеральных госстандартов, ученикам окончившим 6-й класс, среди прочих умений и навыков, необходимо уметь «проводить несложные доказательные рассуждения...». И в подавляющем большинстве школьники 7-х классов не только с этим справляются, но и достигают немалых интеллектуальных высот, чего только стоят результаты различных научных олимпиад. Но это школьники. Другое дело — депутаты и сенаторы. На них требования ФГОС не распространяются (хоть и пишут, что минимум шесть классов образования у сенаторов все же имеется).
Эта упущение привело к тому, способы воплощения в жизнь новых законов остаются загадкой не только для них самих, но и для всего российского телекома.
Мы не будем разбирать детально перлы законотворцев, так как подавляющему большинству наших читателей очевидна абсурдность этих высказываний (например, Луговой называет IP-адреса «девятизначными паролями сайта ... не совсем паролями»).
Вместо этого мы попробуем перевести на русский язык с депутатского хотя бы ключевые фрагменты. В сухом остатке, с точки зрения законодателей, ситуация выглядит примерно так:
США может отключить РФ от интернета, чем нанесёт большой ущерб нашей экономике. Этого нельзя допустить, поэтому нужно успеть сделать это раньше США. Отключать нас от интернета США будет путём блокировки доступа к корневым DNS-серверам. После отключения корневых серверов интернет перестанет работать и страны НАТО начнут дестабилизировать политическую обстановку в соцсетях и начнут кибератаки. Россия не может контролировать трансграничные линии связи и даже не знает их количества. Из-за чего РКН не справляется с возложенными на него обязанностями. Нужно выделить 20, этих, с девятью нулями, ну миллиардов — тогда заокеанское зло сразу будет повержено.
Тем временем, в реальном мире:
Интернет не принадлежит США и не имеет единого центра или владельца. Россия подключена к мировому интернету через сети сотен операторов из полутора десятка стран, с которыми она граничит: от Монголии и Китая до Норвегии и Финляндии. Полного отключения страны от интернета ещё ни разу не случалось (случаи в Африке в следствие атак/аварий на единственную линию связи мы в расчёт не берём). Даже Иран и Северная Корея не подвергались подобному воздействию. Корневые DNS не принадлежат США. Блокировка прямого доступа к ним не означает потери возможности получать данные через транзитные сети. И даже отсутствие доступа ко всем корневым DNS не мешает оператору связи обслуживать большую часть DNS-запросов. От удалённых атак на критическую инфраструктуру можно защититься только созданием физически изолированных непубличных сетей. Такие в России есть и развиваются. Возможность контролировать связь во время массовых митингов и выступлений существует и используется (см. митинги в Москве, Ингушетии, и т. д.). Роскомнадзор и его система блокировки работает так, как работает, в следствие того, что система спроектирована и реализована людьми, плохо представляющих себе даже не устройство глобальной сети, а то, как в принципе может выглядеть адрес в интернете. Все трансграничные линии связи известны и зарегистрированы в РКН, как и любые другие линейно-кабельные сооружения в соответствии с Федеральным законом «О связи». На них точно также распространяются требования СОРМ и других регулирующих документов.
Вот уж действительно, новые законы нужны тем, кто не умеет пользоваться старыми. Проблема в том, что старые при этом никуда не исчезают и остаются обязательными для исполнения, что только увеличивает издержки всех участников рынка, включая государство.
Наконец, те самые 20 миллиардов. Может быть просто поискать более экономные способы получить их из бюджета? Концепция «освоили миллиард, нанесли ущерб на триллион» несколько устарела и не соответствует современным экономическим реалиям.
Что же касается контроля над теми или иными техническими явлениями, то его возможность обеспечивается наличием инженерной школы и кадров, а не законопроектами.
Законодатель, проснись, ты обознался.