Size: a a a

Заметки техдирские

2018 December 10
Заметки техдирские
Немного про особенности работы интегрированных сервисов

* Кроме обычного апи по стандартному взаимодействию сервисов всегда требуется админское апи (с отдельными правами), в котором кроме работы с основными сущностями (например, клиентами), очень полезным будет стрим происходящих сквозных через всех клиентов событий.

* На обеих конца интегрированных сервисов must have история любых "общений" по API для расследования инцидентов. Это особенно актуально для взаимодействия по денежным операциям.

* Ну всем конечно понятно про всякие "пинг" ручки с обеих сторон про необходимости. К ним очень полезно добавлять в мониторинг ручки про статус ресурсов. Например, хватает ли денег на дебетовом счету.
источник
2018 December 11
Заметки техдирские
fb.com/helena.sazonova
Елена Сазонова рассказывает про секретный ингредиент создания эффективных команд от Google

Ну оооочень интересное исследование провели в Google по поводу рабочих команд. Читала как детектив, ей-богу)))) Попытаюсь коротко рассказать, прошу прощения за лонг-рид)))

Вопрос про эффективность команд был для Google непраздный, т.к. в ходе очередного опроса они выявили, что этот фактор имеет с точки зрения итоговой продуктивности едва ли не большее значение, чем "хороший руководитель" (про это у них тоже есть отдельное исследование, напишу, может, потом)).

В общем в 2012 году они запустили Проект «Аристотель», задача которого была определить, что делает команду по-настоящему успешной.

Вообще Гуглы как инженерная компания верят только графикам и цифрам. Если что-то не доказано математически, этого не существует.

У них даже целое подразделение «People Analytics» занимается всеми возможными количественными исследованиями по поводу продуктивности и благополучия сотрудников с целью вывести их эффективность на новый уровень.

Поэтому и в рамках Проекта «Аристотель» было проанализирован огромный массив данных, исследовано 180 команд, проведены десятки часов интервью, строились графики, таблицы, искались зависимости и закономерности.

Итог, мягко скажем, самих исследователей очень удивил: состав группы НИКАК не влиял на ее эффективность.

Рассматривались все возможные факторы: типы личностей и их совместимость, наличие в команде звезд или середнячков, разные комбинации по полу, возрасту, образованию и т.п., склонность к интроверсии или экстраверсии, количество и качество неформальных связей, амбициозность, тип лидерства в команде и пр. и пр.

Каким бы образом исследователи ни группировали все эти данные, закономерностей – доказательств того, что состав команды коррелирует с ее успешностью, обнаружить не удалось!

Пришлось заходить на второй круг исследования, в ходе которого они все-таки вышли на ответ, который искали.

В этот раз объектом внимания исследователей стали групповые нормы, т.е. фокус сместился на то, КАК работает команда, а не КТО в ней участвует.

Летом 2015 года исследователи, наконец, были готовы обнародовать свои выводы для коллег.

Итоговый результат исследования интуитивно понятен. Но с количественными данными в него поверили и самые отъявленные гугл-скептики😊

Итак, ключевой фактор успеха команды – та-дам! – ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.

Т.е. то, насколько люди свободно чувствуют себя в присутствии своей команды и готовы открыто, искренне выражать свои мысли, идеи и чувства.

На это, выявили исследователи, влияют 2 аспекта:
1) В команде существуют неписанное правило, что каждый высказывается примерно равное количество времени. У каждого есть РАВНАЯ возможность быть услышанным!
2) Высокий уровень эмпатии у членов команды, т.е. способность определять, что чувствуют другие члены группы, внимание к их чувствам и потребностям.

Если в команде созданы такие условия, то групповой интеллект и, как следствие, результаты команды - сильно больше просто суммы результатов отдельных членов и результатов других команд, в которых психологическая безопасность не на высоте.

Отличные выводы)) Легко сказать, но КАК это сделать? С чего начать, если сейчас с психологической безопасностью в вашей команде не все гуд?

Как поступили в Google: Проект «Аристотель» методично 3 месяца подряд путешествовал из отдела в отдел, объясняя свои выводы и консультируя руководителей команд, помогая им перезагрузить атмосферу в команде.

Опять же интуитивно понятно, что в большинстве случаев первый шаг к психологической безопасности в команде делает сам руководитель.

Поэтому если вы являетесь таковым, для начала ответьте себе на вопрос – а создаю ли я своим поведением атмосферу психологической безопасности для своей команды?

Более подробно об исследовании можно почитать у победителя Пулитцеровской премии и старшего редактора The New York Times Magazine Ч.Даххига в его книге "Восемь правил эффективности: умнее, быстрее, лучше".
источник
2018 December 12
Заметки техдирские
Про взаимодействие внутри команды рассказали знакомые

Бекендер брал задачу по апи для мобильщиков, отдавал им сырой результат, они тратили своё время, проверяли и на первой же проверке видели, что не работает. И так до бесконечноти.

Ничего не помогало, - ни сваггер, ни тесты, ни даже шаманские пляски. Всегда бекендер возвращал сыроватый результат. Всегда не до конца. А это ж распыление коллег, постоянный контроль за ним, всякие код-ревью и прочее. Короче дорого получается.

Стали разбираться. Бекендер, тридцатилетний парень, очень лояльный ко всем, активно готовый сотрудничать, семья, двое детей. Увлекается столяркой, - вытачивает ооооочень сложные и интересные поделки.

Оказалось, что к программированию давно охладел, а жил и думал исключительно семьёй и той самой столяркой. К ним были чувства, а к работе - нет.

Что делать?
источник
2018 December 13
Заметки техдирские
Книги по теме лидерства, управления людьми и командной работы

* “Лидерство Мацуситы. Уроки выдающегося предпринимателя XX века” Джон П. Коттер. (в наличии в офисной библиотеке).

* “Лидер и племя. Пять уровней корпоративной культуры” (Tribal leadership. Leveraging Natural Groups to Build a Thriving Organization) Дэйв Логан, Хэйли Фишер-Райт, Джон Кинг

* “Легко не будет” Бен Хоровиц

* “HBR Guide on how to deliver effective feedback”

* “High output management” Andy Grove

* “HBR's 10 Must Reads on Teams” (with featured article "The Discipline of Teams," by Jon R. Katzenbach and Douglas K. Smith)

* “Пять пороков команды. Притчи о лидерстве” Патрик М. Ленсиони.
источник
2018 December 14
Заметки техдирские
https://t.me/ctorecords/589
Знакомые попросили ответить на вопрос в продолжении поста о взаимодействии внутри команды: как ты выводишь сотрудника на подобный разговор? Издалека или сразу «плохое качество работы»?

Во-первых, сначала саму ситуацию надо обнаружить.

Я уже как-то рассказывал, как правильно организовывать ворклоги, состоящих из гитлаба, жиры и тоггла. При правильной постановке контроля происходящего Ты видишь ситуацию сам из этих самых вокрлогов, - просто задача всё время перепрыгивает между сотрудниками, множество мелких коммитов и потраченного времени.

Обычно приходят как раз коллеги и выкладывают стопку фактов. Если вдруг этого не происходит, идёшь к пострадавшим сотрудникам сам и просишь их рассказать о происходящем. Как правило, охотно рассказывают.

Во-вторых, в таких ситуациях, первое что надо сделать, это убедится в том, что обе стороны понимают, что происходит, однаково.

Берёшь эти факты, идёшь к сотруднику, выкладываешь их, выслушиваешь его комментарии.  Тут важно исключить своим эмоции, - Ты пришёл к такому же сотруднику, как и все остальные. Он не перешёл на тёмную сторону, - он свой. Ты пришёл с ним синхронизироваться в понимании происходящего.

Если по ходу комментариев не вскрывается какая-то откровенная ложь от коллег и по сути всё верно, а есть только сопутствующие обстоятельства, уже начинаешь что-то думать.

Разговор на этом можно завершить в формулировке "давай вместе подумаем, что с этим делать и созвонимся/встретимся позже".

В-третьих, важно отделить фиксацию такого факта от дальнейших действий.
Telegram
Заметки техдирские
Про взаимодействие внутри команды рассказали знакомые

Бекендер брал задачу по апи для мобильщиков, отдавал им сырой результат, они тратили своё время, проверяли и на первой же проверке видели, что не работает. И так до бесконечноти.

Ничего не помогало, - ни сваггер, ни тесты, ни даже шаманские пляски. Всегда бекендер возвращал сыроватый результат. Всегда не до конца. А это ж распыление коллег, постоянный контроль за ним, всякие код-ревью и прочее. Короче дорого получается.

Стали разбираться. Бекендер, тридцатилетний парень, очень лояльный ко всем, активно готовый сотрудничать, семья, двое детей. Увлекается столяркой, - вытачивает ооооочень сложные и интересные поделки.

Оказалось, что к программированию давно охладел, а жил и думал исключительно семьёй и той самой столяркой. К ним были чувства, а к работе - нет.

Что делать?
источник
Заметки техдирские
Всем привет, коллеги!

Я уже начал полноценные поиски работы, о чём недавно писал. Искать работу перед НГ занятие неблагодарное, - так как впереди огромные праздники, все бухают (или готовятся бухать) и  ни кому не до работы :)

Поэтому мне не обойтись без вашей помощи. Репостните вот мой пост про поиск работы https://www.facebook.com/dsimonov/posts/10155622998927504

Эффективность перепоста увеличивается, если оставить свой собственный личный комментарий обо мне :)

Заранее всем спасибо 🙏
источник
2018 December 15
Заметки техдирские
Одна из самых неприятных и циничных особенностей в формировании небольших команд заключается в том, что их сразу надо готовить к сокращению.

Предположим набираем простенькую команду: мобильщики, фронты, беки, тестировщики. Девопсы, дизайнеры используются шареные.

Внутри каждой роли набираем от 2х до 4х человек и заранее их ранжируем: номер первый (самый лучший), номер второй (послабее) и тд. Идеально, если это ранжирование будет сразу публичным.

Отдельно актуализируешь регулярно табличку с тем, кто именно какие куски бизнеса прикрывает.

Обязательно (!) по результатом каждой (!) недели выписываешь в отдельную табличку, что именно для бизнеса сделал каждый (!) сотрудник.

Однажды приходит бизнес с воплем «ааа! Я проэтосамил продажи и маркетинг, а отчитываться перед инвесторами надо!!! Так что давай резать косты!»

Ты берёшь его под локоток, подводишь к команде и даёшь команду команде: «по грейду рассчитайсь!»

И после этого предлагаешь бизнесу отрезать, начиная с нижних грейдов столько денег, сколько он хочет, попутно видя по таблице, какие куски бизнеса становятся неприкрытыми и что именно до сих пор согласно специальной табличке сделал каждый сотрудник и что он может сделать ещё.

Я сейчас не шучу. Чтобы процесс резания костов не резал вашу душу, готовьтесь к нему заранее.
источник
2018 December 16
Заметки техдирские
Брутфорс-попугай

Когда есть необходимость в жёстком и неприятном решениа, а сами вы человек по натуре добрый, то можно это сделать через прослойку - брутфорс-попугая.

Попугай требует нечто от исполнителя. Исполнителю разумеется для выполнения требуется уточнить некоторые детали и возможно предложить что-то более подходящее для решения задачи в общем виде.

Но попугай не отвечает на его вопросы и начинает давить, чтобы исполнитель просто в точности выполнил требовангия. Брутфорсит. Это требует энергичности и огромного количества сил. Поэтому попугаев возможно потребуется периодически менять в зависимости от количество непопулярных решений. Ну как свечи в автомобиле, - расходный материал.
.
Разделение ролей вообще очень богатая тема, - я к ней буду возвращаться ещё не раз. Помните игру в доброго царя и злых бояр? Это как раз оно.
источник
Заметки техдирские
Вытащено из комментариев про новогодние корпоративы

Можно рассматривать корпоратив не как развлечение, а как инвестиции в будущий год: отношения с сотрудниками, начальством, налаживание неформальных контактов с теми, с кем в обычной жизни сложно подружиться.
источник
Заметки техдирские
Чем по сути является новогодний корпоратив для сотрудников?
anonymous poll

Развлечься, поплясать, выдохнуть! – 39
👍👍👍👍👍👍👍 61%

Это инвестиции в будущий год: установление неформальных контактов и вот это вот все – 15
👍👍👍 23%

Это повышатель лояльности к компании – 10
👍👍 16%

👥 64 people voted so far.
источник
2018 December 17
Заметки техдирские
Кратко о коммуникациях с командой

Тот, кто со всеми договорился, и есть настоящий руководитель, а не формальный. Важно помнить, что подчинённые правду не говорят только тем, кому её опасно говорить. Они приносят вместе с проблемами предложения, как их решить, а на стороне руководителя ответственность за выбор варианта.
источник
Заметки техдирские
Некоторые из ценностей cto

* Ты должен обладать экспертизой продукта, - быть готовым отвечать на любые уточняющие вопросы от подчинённых про задачи.

* Ты должен иметь точно представление о том, чего делать в технической разработке нельзя. Например, не надо ради вебсокетов поднимать отдельно инстансы nodejs. Или совсем необязательно для поиска по миллионам пользователей делать sql запрос вида like '%$email%'
источник
Заметки техдирские
А не устроить ли бесплатный вебинар, посвящённый ответам на заранее присланные вопросы?
anonymous poll

А давай – 45
👍👍👍👍👍👍👍 92%

У матросов нет вопросов – 4
👍 8%

Нужны персональные консультации
▫️ 0%

👥 49 people voted so far.
источник
Заметки техдирские
Коллеги!

Тут появился новый любопытный формат общения с вами: вебинар с ответами на заранее присланные вопросы.

Вопрос можно послать здесь: https://goo.gl/forms/FtnHytFqdBAUWMgk1
источник
Заметки техдирские
Соцопрос: какой самый большой возраст в твоей семьей по мужской линии (папа, дедушка, продедушка, дядья, кумовья, ...)?
anonymous poll

81-90 – 25
👍👍👍👍👍👍👍 38%

60-70 – 15
👍👍👍👍 23%

71-80 – 14
👍👍👍👍 22%

94-96 – 8
👍👍 12%

91-93 – 2
👍 3%

97-... – 1
▫️ 2%

👥 65 people voted so far.
источник
2018 December 18
Заметки техдирские
Появились первые вопросы для вебинара. Привожу самые интересные:

Анонимно: "Расскажи, plz, по форматы отчетности в распределенных командах!"

@bloodjazman спрашивает: "что вы думаете про "роботизированное" управление проектом а-ля https://www.zerocracy.com/ ?"

Андрей интересуется: "как из программиста стать техдиром? Какие требования к техдиру?"

Владимир Боровиков @vborovikov прислал очень развёрнутый вопрос:
Дмитрий, здравствуйте!
Читаю Ваш чат, хоть и не техдир, а тимлид. Смотрел ваши доклады на конференциях. Информация полезная и интересная. Спасибо.
У меня несколько вопросов:
1. Вы часто упоминаете о таком инструменте как матрица рисков. Можете рассказать подробнее о матрице? Вы ее составляете один или с командой?   У вас одна матрица на всё или отдельные матрица на каждый проекты или сервисы? Что потом вы делаете с этой матрицей: разрабатываете стратегии работы с рисками (планы А и Б), обсуждаете с заказчиком или командой?
2.  Не так давно в чате обсуждали тему релизов. В частности "не релизим в пятницу" и т.п. Была фраза о том, что если вы не релизите в пятницу, то у вас проблем с процессами. Была раскрыта тема хороших процессов для веб приложение, но как быть с коробочными продуктами (ПО для платформы декстоп и мобильные приложения )? Ведь для таких продуктов не получиться просто откатиться на предыдущую стабильную версию.
Спасибо!


Присылайте свои вопрос по адресу https://goo.gl/forms/FtnHytFqdBAUWMgk1
источник
Заметки техдирские
Зачем становится cto?
anonymous poll

Другое – 31
👍👍👍👍👍👍👍 45%

Больше баблааа! – 22
👍👍👍👍👍 32%

Это круто! – 9
👍👍 13%

Власть! Всех порву! – 4
👍 6%

Конец рабству! Свобооода!!! – 3
👍 4%

👥 69 people voted so far.
источник
2018 December 20
Заметки техдирские
Жил-был тролль, злой-презлой, сущий дьявол. Раз был он в особенно хорошем расположении духа: смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось дальше некуда, а все дурное и безобразное так и выпирало, делалось еще гаже. Прекраснейшие ландшафты выглядели в нем вареным шпинатом, а лучшие из людей — уродами, или казалось, будто стоят они кверху ногами, а животов у них вовсе нет! Лица искажались так, что и не узнать, а если у кого была веснушка, то уж будьте покойны — она расползалась и на нос, и на губы. А если у человека являлась добрая мысль, она отражалась в зеркале такой ужимкой, что тролль так и покатывался со смеху, радуясь своей хитрой выдумке.

Ученики тролля — а у него была своя школа — рассказывали всем, что сотворилось чудо: теперь только, говорили они, можно увидеть весь мир и людей в их истинном свете. Они бегали повсюду с зеркалом, и скоро не осталось ни одной страны, ни одного человека, которые не отразились бы в нем в искаженном виде.

Напоследок захотелось им добраться и до неба. Чем выше они поднимались, тем сильнее кривлялось зеркало, так что они еле удерживали его в руках. Но вот они взлетели совсем высоко, как вдруг зеркало до того перекорежило от гримас, что оно вырвалось у них из рук, полетело на землю и разбилось на миллионы, биллионы осколков, и оттого произошло еще больше бед. Некоторые осколки, с песчинку величиной, разлетаясь по беду свету, попадали людям в глаза, да так там и оставались. А человек с таким осколком в глазу начинал видеть все навыворот или замечать в каждой вещи только дурное - ведь каждый осколок сохранял свойство всего зеркала. Некоторым людям осколки попадали прямо в сердце, и это было страшнее всего: сердце делалось как кусок льда. Были среди осколков и большие - их вставили в оконные рамы, и уж в эти-то окна не стоило смотреть на своих добрых друзей. Наконец, были и такие осколки, которые пошли на очки, и худо было, если такие очки надевали для того, чтобы лучше видеть и правильно судить о вещах.

Злой тролль надрывался от смеха - так веселила его эта затея. А по свету летало ещё много осколков.

(с) Г.Х. Андерсен
источник
2018 December 22
Заметки техдирские
источник
2018 December 23
Заметки техдирские
Павел Дроханов пишет про динозавров

В мезозое была эпоха больших и длинных динозавров. Представьте себе такого гиганта 40 метров длиной. К его хвосту подбегает мелкая тварюга  размером с кошку и начинает откусывать мясо. По нервным волокнам динозавра бежит сигнал в голову: что-то не так. Но скорость сигнала всего 80 метров в секунду (это норма и для человека тоже). Через полсекунды сигнал в мозгах. Еще полсекунды на выработку решения: посмотреть что там? Многотонная шея с головой поворачиваются: ага! Меня едят! На это уходит еще полторы секунды. В хвост побежала команда: раздавить эту офигевшую тварь в фарш. Еще полсекунды и хвост начинает движение. Итого три секунды. За это время можно отгрызть хороший кусок, отпрыгнуть в сторону и наблюдать за движениями хвоста неудачливого динозавра.

Вы думаете что эти диплодоки ходили с отгрызанными хвостами? Отнюдь! (графиня напряглась) У динозавров развился второй центр принятия решений. Это не мозг, а утолщение спинного мозга размером с грецкий орех. И находилось оно как раз под хвостом - у жопы. Теперь простые решения динозавр мог принимать раза в три быстрее и так просто его было не укусить. Да. Решения принимались жопой, но это вынужденный компромисс. Работая в крупной компании, не удивляйтесь, что многие вопросы решаются «через жопу». Решение головой может занять несколько лет."
источник