Size: a a a

Культурный

2020 March 21
Культурный
Надеюсь вы не поддаетесь вирусной панике и не скупаете всё подряд в магазинах. В особенности туалетную бумагу. В особенности плохую туалетную бумагу, из-за которой вырубают наши леса 🌲

Вот вам справочник экофрендли брендов туалетной бумаги, а так же немного мотивации: https://ecodaysblog.ru/coronavirus-vs-ecology1/
источник
Культурный
Учитывая максиму о связи языка со способом мышления - необычайно прекрасная лекция. Особенно об отсутствии времён в арабском - только перфект и имперфект с контекстом. Заставляет подумать о том, как воспринимается мир через такую речь.Ну, и особенности слогового письма - это вообще о древнем Ближнем Востоке.

https://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/432003
источник
Культурный
Все знают, что фейки нелепы и даже опасны, а давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны.

Итак.
"Число Данбара" и фейки о коронавирусе

Есть такой великий (без преувеличения) антрополог и эволюционный психолог Робин Данбар. Все его знают из-за "числа Данбара" [1]. Если кратко: Данбар много лет исследовал разные обезьяньи сообщества. Наши родственники - социальные животные, особенно шимпанзе. Они формируют группы "союзников", которые поддерживают друг друга и защищают от хищников и других себе подобных. Платой и способом поддерживать социальные связи внутри "группы поддержки" является груминг (вот это все почесывание, поглаживание, поедание вшей). Однако нельзя груминговать бесконечное количество друзей в фейсбуке (зачернуто) среди шимпанзе, потому что на груминг (то есть на чистое поддерживание социальных связей) уходит большое количество времени: 20% процентов от времени бодрствования. Таким образом, максимальный размер группы шимпанзе, которые ставят тебе лайки, потому что они твои друзья (ну вы поняли), - 80 особей. Если больше, то ты умираешь от голода. Предки человека пробили этот потолок. Размер мозга становится все больше, как и предельный объем групп гоминид (по археологическим данным). 150 человек - это средний размер "группы поддержки" у современного человека - то самое "число Данбара".

Соответственно, времени на груминг, причем еще более сложный, нашим предкам тоже было нужно больше. А тогда когда добывать еду? Противоречие. Данбар предположил следующее. Вместе с ростом размера группы и сложностью груминга возникает язык. Но язык не просто там какое-то средство коммуникации, а груминг второго порядка - социальный механизм, позволяющий поддерживать отношения сразу со всеми. Вместо того, чтобы почесать спинку одному, пообниматься со вторым и посидеть рядом с третьим в порядке живой очереди, можно просто рассказать всем, как "никто меня не любит", и вся группа "поддержки" придет и одновременно заверит в любви. И поэтому с грумингом второго порядка размер группы можно увеличивать. Удобно!

Почему у людей группы поддержки стали больше, и груминг сложнее - не вполне ясно. У приматов это число зависит от увеличения количества хищников. Больше врагов - больше груминга (если шимпанзе сильно напугать, они начинают отчаянно груминговать друг с другом). Возможно, дело в увеличении количества врагов - у ранних Homo была, помимо львов, была и главная опасность - другие люди. Но так или иначе, группы росли, и утверждение социальных связей с помощью языка все увеличивалось.

Человек тратит на свой груминг по-прежнему 20% от своего активного состояния в сутки. Это фатическая речь - общение не ради передачи информации, а ради удовольствия и поддержания социальных контактов. "Привет! отлично выглядишь, пойдем попьем кофе? А слышал, что сказали про поправки в конституцию? а вот Маша ужасно растолстела....". Важной частью современного груминга, считает Данбар, являются сплетни. Он укрепляют группу людей. И тут начинается очень важная часть. Чем больше внешней угрозы, тем сильнее нужен "социальный клей" (приветы, поздравления, сплетни) внутри группы. Для чего? Это нас сильнее сплачивает и позволяет проверять "на месте ли я".

Данбар со студентами замеряли темы спонтанных разговоров людей между собой в течение 30 минут в повседневной ситуации, во время отдыха. В каждом отрезке были темы "семья", "политика" и т.д. Так вот, сплетням (то есть обсуждению событий, происходящих с другими людьми и их окружением) наблюдаемые посвящали около 65% своего разговора (кстати, к такому же выводу приходит и известный антрополог Маршалл Салинз, только Данбар его не цитирует). И корреляции с полом и возрастом замечено не было (да, да, забудем образ старушки-сплетницы срочно и навсегда).
источник
Культурный
На первом месте по популярности среди этих спонтанных сплетен - поиск советов, а на третьем - обсуждение free riders (буквально "безбилетников") - то есть таких людей, которые хотят получать выгоду от общества, ничего не давая взамен для общественного блага. Сюда относятся и мошенники, и те, кто не платит налоги, но учит детей в государственной бесплатной школе. Интересное рассуждение Данбара, почему важна эта проблема, я вынуждена сократить, главное, что нам нужно понять - дело в проблеме доверия и устойчивости общества. "Безбилетники" ему угрожают. И именно поэтому эта проблема постоянно затрагивается и переоценивается в сплетнях [2].

Так вот. Соблазнительно посмотреть на ситуацию, в которой мы живем, с этой стороны. Эпидемия опасна не только угрозой заражения, но и распадением социальных связей - там называемой социальной атомизацией: лекций не читаем, в барах не сидим, на митинги не ходим. Комфортная нам группа окружения в плюс=минус 150 человек (то самое число Данбара) уменьшается. Что вызывает социальное напряжение. Как эту проблему решить? Усилить груминг, то есть сплетни. И со всех стороны несутся фейки от самых плохо различимых ("псевдомедицинские советы" от врача Юры из Ухани) до веселых (мастурбация спасает от вируса). Они ужасны, они пугают людей, но одновременно они оказываются "суперклеем", в срочном порядке цементирующим наши распадающие социальные связи: такие фейки, рассказывающие об сверхактуальной опасности, являются "трансгрессорами" - они способны быстро пересекать любые границы. Напуганная мама быстро посылает информацию в родительский чат и вообще всем незнакомых людям просто потому, что она чувствует, что имеет моральное право так сделать. Поэтому - несколько парадоксальным образом - фейки быстро "склеивают" людей и таким образом не только поддерживают старые группы поддержки, но и создают новые. Вот, прямо на моих глазах сегодня (вечером 20 марта) группа незнакомых между собой людей начала обсуждать фейк о коронавирусе, быстро познакомилась и решила идти спасать свой дом. То есть больше опасности - больше социальных связей - прямо вот как у шимпанзе.

Но: все вы, наверное, заметили, что в последние два дня чуть ли не из утюга доносится фейк о мошенниках, которые под видом "дезинфекторов от коронавируса" грабят квартиры. Все это передают, все. Это и есть то самое обсуждение free riders, паразитирующих на общественной беде. В сплетнях мы особенно фокусируемся на том, что угрожает структуре общества - и возможно, поэтому именно этот фейк так быстро распространяется.

С вами было "ночное радио-Архипова".

[1] Dunbar, Robin I. M. (2010). How many friends does one person need?: Dunbar's number and other evolutionary quirks.
[2] Robin Dunbar. Gossip in Evolutionary Perspective // Review of General Psychology. 2004, Vol. 8, No. 2, 100–110.
источник
Культурный
Поэзия может быть не только в форме строчек на бумаге. Первые опыты объединения поэтического содержания текста и поэзии в визуальной форме датированы третьим столетием до нашей эры.

Из более современных примеров можно вспомнить и Маяковского, расположение строчек в поэзии которого имело такое же значение, как и окончания фраз. Стихотворение в форме мышиного хвоста можно найти в «Алисе в стране чудес». Поэзия в конце концов дошла до формы, в которой нет слов вообще.

Визуальную поэзию исследует по просьбе «Ножа» Павел Заруцкий.

https://knife.media/visual-poetry/
источник
Культурный
статья о вадиме козине, известном советском певце, исполнителю романсов и танго. козин не скрывал своей гомосексуальности, но в 1934-м гомосексуальность сделали уголовным преступлением, а в 1945-м за козиным пришли, и на восемь лет он просто исчез, не оставив за собой ни следа, в лагерях:

"Наиболее вероятно, что Козина обвинили в антисоветской деятельности и гомосексуализме и приговорили к восьми годам в магаданских лагерях. Пластинки с записями выступлений артиста были изъяты из продажи, его фотографии исчезли из магазинов, его голос перестал звучать по радио. Он просто перестал существовать, как будто его никогда не было."

https://www.bbc.com/russian/russia/2015/12/151228_looking_for_vadim_kozin?utm_source=facebook.com&utm_medium=social&utm_campaign=21-marta-1903-goda-rodilsya-vadim-kozin&utm_content=38150386
источник
Культурный
статья о козине на сибирь реалии, даты в ней расходятся с перечисленными на ббс, ее тоже можно почитать. второй арест здесь датируют 1959-м годом, обвинение - "мужеложество", статья 154-а. https://www.sibreal.org/a/30333305.html
источник
Культурный
"В последние годы он не пользовался ванной, ходил принимать душ к соседям. А ванная была заставлена консервами и банками с огурцами двухлетней давности. Мы хотели все это выбросить, но он запретил. Сказалось лагерное прошлое – Козин делал запасы на черный день. Моя бабушка пережила блокаду, и до конца своих дней, когда ей приносили конфеты или шоколад, прятала их в белье. Синдром голода, синдром лагеря – это сохранялось у многих."

мне сразу думается о чертах поведения иннокентия смоктуновского, которые в статейках с воспоминаниями о нем снисходительно называют "странностями гения" и "забавными чудачествами". что мне совершенно непонятно, потому что это всё тот же синдром голода, очевидный у любого человека, пережившего то, что пережил смоктуновский — войну, немецкий плен, в котором ели сырые животные потроха, почти что смерть от голода, когда смоктуновскому удалось бежать и он неделями блуждал по лесу, пока не вышел на украинскую деревню, где его чудом выходила семья местных. наконец, у него не было зубов, потому что в норильске он болел цингой (а в норильске самом он оказался, потому что после немецкого плена ему было запрещено селиться в 39 крупных городах россии). нормальные такие забавные странности.

"Иннокентий Михайлович, как всякий гений (а он, несомненно, был гениален), имел свои слабости и чудачества. Одно из них — забавная потребность собирать повсюду еду, где бы она ни лежала. Он ведь во время войны пережил плен, голод. В больнице выпрашивал у нянечек все оставшееся на кухне после ужина: «Хлеб — для птичек, котлетки и салатики — для собачек»! И всегда уносил с собой неподъемную спортивную сумку еды, которую до машины помогал ему нести Слава Любшин. Когда Ефремов выписался, он шутил над этим чудачеством Иннокентия Михайловича, рассказывая, как на балкон его квартиры слетелась стая птиц: «Вы балкон перепутали! Летите к Смоктуновскому! Он вас накормит! И стайка устремилась выше по Тверской…»" (http://ptj.spb.ru/archive/68/memory-of-profession-68/demokraticheskaya-tiraniya/)
источник
2020 March 22
Культурный
Туалетная бумага и туалеты в первую мировую

Встревоженные распространением коронавируса COVID-19, по всеми миру люди скупают туалетную бумагу. Это не новость: хотя мы и ходим в разные магазины, но сидим в одном и том же интернете. Самое время поговорить о пипифаксе столетием ранее, когда он был не менее востребован. Тема деликатная, конечно… Или казалась таковой до покорения вершины пирамиды потребностей? Наш друг, замечательный исследователь быта в Первую мировую, Юрий Бахурин, совершил небольшой экскурс в историю туалетной бумаги и в применение ее в военное время и опубликовал его на Warhead. С любезного разрешения автора делимся материалом.

Начать экскурс будет логично с краткой Новой истории самой туалетной бумаги. На смену ткани далеко не сразу пришла специально изготовленная, вдобавок дорогостоящая продукция. Как минимум до 1857 года прогрессивному человечеству верно служили прочитанные газеты и прочая периодика. Ну а затем в Соединённых Штатах компанией «Гигиеническая бумага Гайетти» начался выпуск «жемчужно-белой чистой манильской пеньковой бумаги, идеально чистого изделия для унитаза». Упаковка из 500 листов стоила 50 центов, и каждый лист был защищён водяным знаком с фамилией предприимчивого Джозефа Гайетти.

Читать дальше:
https://med-history.livejournal.com/174328.html
источник
Культурный
Мэри Бирд

Коронавирус: пять вопросов

Я не считаю, что с текущим кризисом все понятно. С эпидемиями шутки плохи. Но есть разные вопросы, которые, кажется, никто не ставит, не говоря уже о том, чтобы на них ответить. И я даже не о штабелях туалетной бумаги, я никогда не понимала этого феномена — ерунда для подтирания задницы, которую можно легко раздобыть, пусть она будет не такой мягкой, как специально произведенный продукт. (Старые газеты отлично подойдут…)

Первое: сколько людей на самом деле уже подхватили вирус? Подтвержденные случаи, кривые оценки которые ползут то вверх, то вниз, являются результатом тестирования очень немногих людей (не тех, у кого есть симптомы, но тех, кто был в определенных точках распространения вируса, или тех, кто имел непосредственный контакт с зараженными, или тех — я подозреваю — кто является политиком, футбольным тренером или знаменитостью). Сегодня, если вы обычный человек у которого неприятный сухой кашель и высокая температура, вам скажут оставаться дома, вместо того, чтобы провериться. В результате, несмотря на то, что мы можем видеть направление движения кривой числа случаев заражения (вверх), мы понятия не имеем о реальном числе случаев. А это значит, что многие, кто заразился вирусом лишь в относительно слабой форме, не знают, заразились ли он на самом деле (возможно, это что-то похожее на грипп).

И от этого зависит ответ на мой второй вопрос, а именно: как дела у инфицированных и выздоровевших? Если предположить, что у них теперь есть иммунитет (верно?), что они должны делать? Они должны помогать пожилым соседям, или есть в полупустых ресторанах, чтобы сохранить их бизнес… или протянуть руку помощи авиакомпаниям, купив куда-нибудь билет, где еще принимают международные рейсы? Насколько я вижу, выздоровевшим ничего не говорят.

Но есть еще кое-что, о чем я хочу спросить.

Третье: что это за разговоры о том, чтобы руководствоваться «наукой» (позиция Доминика Каммингса, как я ее понимаю)? Не лучше ли было бы, если бы власти и ученые советники, которые обычно говорят прямо (и которых я предпочитаю), снизошли бы до нас и сказали — что наверняка правда — что существуют разные мнения о том, что в сложившихся обстоятельствах предлагает «наука». Все те страны, которые применяли совершенно разные подходы к борьбе с вирусом, не игнорировали «науку», они интерпретировали ее советы по-разному. Мы пока не знаем, кто прав.

Четвертое: кто придумал использовать термин «коллективный иммунитет " (herd immunity)? Возможно, что это известный научный термин. Но, если оставить в стороне величие стратегии коллективного иммунитета (которую я недостаточно хорошо знаю, чтобы ее комментировать), то насколько вероятно, что все общество готово выступить за стратегию, которая, как кажется, относится к нему как к стаду коров на бойне? Не лучше ли было бы что-то вроде «коллективного сопротивления»?

Пятое: откуда взялась мысль, что люди старше семидесяти либо живут одни, либо вместе с другими семидесятилетними? Возможно это так для некоторых, а может и для большинства. Но как насчет тех из нас, кто не достиг семидесятилетнего возраста, кто живет с семидесятилетними? Нас тоже попросят самоизолироваться на четыре месяца? Или мы должны съехать или жить как можно дальше от нашего партнера старше семидесяти? Это еще один случай, когда дело до ходит до пожилых, то всех начинают высокомерно равнять под одну гребенку.

Если кто-то знает ответы на любой из этих вопросов, делитесь!

18.03.2020, TLS
источник
Культурный
Андрей Кудрявцев только что опубликовал фото с такой надписью:

— Омск 1988г. Егор, Кузя Уо и Манагер. Сразу после той самой известной фотографии Егора.
источник
Культурный
Кори Доктороу, автор классных книг, внезапно написал колонку для Касперского - https://www.kaspersky.com/blog/secure-futures-magazine/data-new-toxic-waste/34184/ , где затрагивает интересную тему деанонимизации анонимных данных. It-компании вроде Google долго твердили, что собранные данные анализируются как анонимные датасеты. Это неправда, но предположим, что это так. Так вот на настоящий момент данных накопилось так много, а облачные мощности так легко позволяют анализировать массивы, что можно деанонимизировать анонимные данные, сопоставляя инфу из разных источников. Например, можно объединить хранящиеся отдельно данные о выписке рецептов в больнице (США) с утекшей базой данных поездок на такси в больницы, где выписывались антипсихотические или антираковые препараты - и получить телефоны и имена конкретных людей. Не знаю, как бд рецептов устроена, но идея понятна. И это не говоря о множественных сливах бд банков, кредитных организаций и т.д, дающих возможность мошенникам делать почти что угодно без всяких сложных манипуляций.

Доктороу также призывает чистить данные в сети, удалять старые аккаунты, убивать фото и прочий накапливающийся материал. "Данные никогда не были "новой нефтью". Это новый тип токсических отходов  - бессмертных, плюрипотентных, тех, что невозможно удержать. Вам не надо производить их все больше и больше, наоборот - лучше избавиться от того, что вы неразумно свалили в огромную кучу". Ну, сейчас проблема в том, что далеко не от всего можно избавиться, но что-то почистить - неплохая мысль.
источник
Культурный
Увлекательная публикация в онлайн-издании "Morbid Anatomy", посвященная японским плакатам, информирующим о мерах предосторожности в связи с эпидемией испанки.
https://www.patreon.com/posts/35004617
источник
Культурный
Epidemic Calculator наверное самое полезное в текущей ситуации. А может просто вещь для прокрастинации. Стало интересно, где это еще можно применить.

http://gabgoh.github.io/COVID/index.html
источник
Культурный
Духовное отношение северных крестьян к труду

Христианство отзывается в крестьянской культуре "возделывания почвы". Крестьянская религиозность напрямую связана с полем –  мистическим пространством, в котором испытывается человек и его духовно-нравственные основы.

В Архангельской области исследователи отмечают привязанность крестьян к архаическим условиям труда. Традиционно это объясняется технологической отсталостью и неграмотностью деревенских жителей, которые обрабатывают землю сохой, заготавливают сено "горбушей"  вместо косы-стойки. Эти объяснения ошибочны, учитывая роль старообрядческих общин в познании и распространении грамотности.

На самом деле иррациональность крестьянского труда основывается на других, истинно духовных воззрениях. Как ни странно, нравственность отрицает рациональность. Земля и работа на ней воспринималась как крест, который должно нести до последних своих дней.

Распределялась земля "на душу", что указывает на сакральность земледельчества. "Страда" – время полевых работ, которое связано со страданием, мучением и сораспятием со Христом. Но как бы не была тяжела работа, на 7 день наступает воскресение (цр. слав. "неделя") – отдых от работы, спасение души, праздник.

Для северного крестьянина труд – это средство реализации своих духовных потребностей, способ стяжать Святаго Духа и спасти свою душу. Важно было не ЧТО сделать, а КАК: согбенное положение при работе на земле символизирует молитвенное состояние и просьбу о Божьей милости. Проходя мимо трудящегося человека под Архангельском говорили: "Бог помощь!" Ответом было: "Прошу милости!"

Крестьянский труд пронизан  сакральностью религиозной обрядовости: трехполье – символ Троицы, косьба горбушей – поклон Богу, соха – Евхаристическое копие, дом ("хоромина"– созвучно храму) – Ковчег Спасения, где под одной крышей живут несколько семей и вся дворовая скотина.

Глубокая религиозность на Севере связана, во-первых, с условиями рискованного земледелия и оторванностью этих земель от центра, а во-вторых, с развитием церковного строительства на этой земле и серьезном влиянии монастырской жизни Соловецкого, Кожеозерского и др.  монастырей Русского Севера.

#Русский_Север #Архангельская_область #вера #хозяйство #запискивбукваре
источник
Культурный
Вы тоже устали читать бесконечные фантастические циклы, которые ещё даже не дописаны? Для разнообразия представляем вам 10 впечатляющих миров будущего, и каждый из них уместился в рамках одной книги.

https://u.mirf.ru/pwydg
источник
Культурный
I wonder: whether there is some links between accelarationism and coronavirus? Nick Land is living currently in Shangkhai where all that started -- Wuhan is approximately the same world region. Virus is exemple hyperobject of OOO that represents post-human being - a kind of the Old One, demon of Ctulkhucene.
The gods of plague were analyzed by Raza Negarestani in somehow close function to what we have now with pandemia. He has interpreted open society of Popper/Soros as butchered corpses of humans/chicken. This metaphore is realized literally -- open borders prepared humanity for being butchered -- opened and consumed by gods of plague (=coronavirus).
The closure of Churches is another sign. Virus is perfect example of the Object itself, new deity of apocalyptic cult of those like Greta Tunberg, perverted childs dreaming of the revolt of the nature against humans .. deep ecology...
And Negarestani once more: the fall of the oil... Oil as sentient being, coming out of Tartar, the river of underwold, preparing the awakening of the Core (Cthelll)... Drones are new limasu, machines of pure distruction... They killed last human hero Suleimani and the red flag of shiite uprising was put over Jamkaram mosque in sacred Qom. Trump and Macron are in one second transformed in full scale dictators.. Georgio Agamben cries in horror of the ressurection of Carl Schmitt's Ernstfall... The dreams come true...
Where the fiction ends and reality starts... Where imagination of lonely subject meets the global measurements of Object...
The death that dances...
источник
2020 March 23
Культурный
Друзья, сделала для вас короновирусный мерч и хочу подарить его вместе с самой актуальной книжкой про эпидемию тому, кто напишет самый весёлый рассказ о самоизоляции.
Присылайте в бот @KPotupchik_bot
источник
Культурный
Spanish flu helped create Sweden's modern welfare state
Article, Comments
источник
Культурный
«Zettel — коллекция заметок Людвига Витгенштейна (1889–1951), написанных с 1929 по 1948 год и отобранных им лично в качестве наиболее значимых для его философии. Возможно, коллекция предназначалась для дальнейшей публикации или использования в других работах. Заметки касаются всех основных тем, занимавших Витгенштейна все эти годы и до самой смерти». Мы бы перевели название «Наклейки», как в детских альбомах. Но редакторам и переводчикам виднее. Выйдет скоро в AdMarginem.
источник