Size: a a a

Культурный

2020 July 09
Культурный
здоровенная статья Vox из привычной серии "как ваши телефоны следят за вами", пересказывать которую мне лень, да и в общем из условного нового там только то, что следят за владельцем телефона вообще все установленные на нем приложения, если вы им хоть что-то разрешили
https://www.vox.com/recode/2020/7/8/21311533/sdks-tracking-data-location

а не разрешить им вообще очень сложно, поэтому обычно все можно свести к простому тезису - установили на телефон приложение = разрешили ему шпионить за вами

тонкость тут в том, что таким образом доступ к чувствительной иформации получает вообще кто попало, не АНБ, ФБР или ФСБ, а натурально - кто попало. и, как показала пандемия коронавируса, с удовольствием делятся этими данными, за деньги или просто так, потому что хочется поделиться данными со всем миром

например, компания Tectonix в самом начале эпидемии всех несколько шокировала вот этой анимированной картой: они отследили трекеры с мобильных телефонов людей, которые собрались на одном из пляжей Флориды, а потом по тем же трекерам отследили их дальнейшие передвижения по территории США - кто, когда, куда и все такое. формально для того, чтобы показать, как важно соблюдать социальную дистанцию во время пандемии

https://twitter.com/tectonixgeo/status/1242628347034767361?lang=en

стоит один раз разрешить одному приложению разрешить определять свою геолокацию - оно потом продолжит за тобой неусыпно следить и передавать еще эти данные всем желающим, в этом некоторый пафос заметки. и остановить это пока нельзя, к тому же вообще - в интернете все следили за всеми с самого начала, чего

и тут, конечно, возникает тот самый главный вопрос, который в последние годы обсуждают очень активно: на самом деле не "все знают все о всех", а "они знают о нас все, а мы о них и о том, что они делают - ничего". они это правительство, технологические компании, да уже кто попало, правда. абсолютной дисбаланс

то есть, тотально прозрачный мир на самом деле никакой не тотально прозрачный, а односторонее стекло в полицейском кабинете - с одной стороны стекла видно все, а с другой ты тупо смотришь в зеркало на себя самого
источник
Культурный
Около сотни интеллектуалов, среди которых много известных имен в англоязычном мире, подписали открытое письмо за свободу слова и дискуссии, опубликованное в журнале Harper's: https://harpers.org/a-letter-on-justice-and-open-debate/

Это письмо выступает против культуры возмущения - я неоднократно писал о том о ее опасности - и особенно против "cancel culture", как начали в последние годы называть выплески массового возмущения в соц. сетях, направленные на публичное клеймение, увольнение, остракизм как известных, так и неизвестных, но попавших под раздачу людей. В письме ясно сказано, что именно в лево-либеральной части западного общества растет в последние годы крайняя нетерпимость, неприятие свободы слова и свободного обсуждения сложных тем. Очень важно и хорошо, что так много левых интеллектуалов (среди подписавших статью есть и правые и центристы, но важно то, что есть много знаменитых и авторитетных левых, от Ноама Хомского до Глории Стейнем, включая Салмана Рушди и Маргарет Этвуд и Джоан Роулинг итд. итд.) смогли ясно и открыто это сказать. Дает некоторые робкие основания для оптимизма.

Большинство критики этого письма, что я видел пока что, было очень низкого качества (типа "среди подписавших есть следующие Очень Плохие люди, поэтому письмо очень плохое"). Одно исключение - Кен Уайт, известный в твиттере под никнеймом Popehat: вот его ветка об этом: https://twitter.com/Popehat/status/1280521195318697984

Главная его мысль - это что нет принципиальной разницы между "затыканием ртов" и "критикой", и те люди, которые подписались под этим протестом против толпы и шейминга, вполне вероятно с радостью будут частью толпы с шеймингом в других случаях, когда им это будет казаться просто критикой очень плохой точки зрения. Впрочем, он это лучше говорит, чем я; интересна также его беседа с Николасом Кристакисом в продолжении той же ветки. В целом я не согласен с его критикой, но она заставила меня задуматься.

Несколько интересных комментариев есть также в дискуссии на Hacker News: https://news.ycombinator.com/item?id=23759283
источник
Культурный
Как обычно, я придумал, а оно уже есть: голландский фотограф Bas Uterwijk воссоздаёт портреты разных мифических и исторических персонажей с помощью Artbreeder, для чего завёл специальный инстаграмм GANBrood.
источник
Культурный
Один из постоянных посетителей нашего фонда - архитектор Сергей Ткаченко - рассказал историю про то, как архитекторы в своих проектах прятали своеобразные пасхалки - брался какой-либо сюжет из классического искусства, наносился на проект, а потом прятался под слоем краски. Он тут же показал пример, случайно им обнаруженный на перспективе Октябрьской площади из нашего фонда - на фасаде какого-то то ли клуба, то ли дома культуры угадываются очертания совсем не модернистской Троицы Рублева.
источник
Культурный
The Atlantic собрал вместе статьи из своего архива, помогающие понять, как Америка дошла до жизни такой. Поскольку журнал основан был еще в середине XIX века, ретроспектива получилась довольно внушительной. Вот что значит старое издание!
https://www.theatlantic.com/education/archive/2020/06/atlantic-reader-race-and-racism-us/613057/
источник
Культурный
Наши друзья из филармонии СПб сделали свой канал в телеграме.

Они используют разные форматы, чтобы рассказывать, почему классику слушать интересно и классно.

Например, есть подкаст с прекраснейшим музыковедом Анной Виленской о том, какое произведение послушать для начала и чем хороша музыка разных эпох.
источник
Культурный
Вот еще интересный кейс. Анастасия Семенович в тексте на Кольте пишет, что ей было приятно трогать живое и дышащее. Авторы проекта, группа TONOPTIK+, прямо пишут, что ягель в инсталляции мёртвый, стабилизированный — один из элементов попытки сконструировать некое искусственное зрительское восприятие. Получается, что обозревательница Кольты приняла-таки за «жизнь» художественную конструкцию, исследующие возможность эту самую жизнь сымитировать.

Филипп Бол в одной из своих книг спрашивает — как мы узнаем жизнь с других планет? Как мы поймем, что это — жизнь? Его интересует не словарное определение жизни, не формула, а именно процесс узнавания, распознавания, признания чего-то живым. (На свой вопрос он пытается ответить трехтомной суммой математической морфологии).

Как можно было бы узнать ягель в инсталляции как мертвый, а не живой, несмотря на стремление художников произвести обратное впечатление?

Наверное, распознавание могло бы оказаться более внимательным, если бы ягель понимался не как определенной формы кусок материи (как раз вполне моделируемый алгоритмами по Болу), а как участник определенной среды, сообщества — вне этой среды и сообщества теряющий свойство «жизни». (Это стоит понимать и буквально — ягели, насколько я понимаю, крайне тяжело удержать за пределами их среды обитания, скорее даже невозможно).

Или мы можем пойти вслед за мыслью, что если что-то показалось нам живым — то оно уже такое, внутри конкретного взаимодействия. Хорошая и интересная тропинка, но лично мне хотелось бы на ней встретить что-то позапутаннее стабилизированного мха.

И в конце секундное напоминание: сбор и стабилизация мхов — совершенно бессмысленная и при этом разрушительная индустрия. Зеленые стены из мхов в лобби отелей, аэропортов, залах кафе состоят из мертвых мхов, но призваны символизировать экожизнь и всё такое. (И, кажется, работа TONOPTIK+ пытается играть в ту же игру, но технически изощреннее — без критического выворачивания).
https://www.colta.ru/articles/art/24719-anastasiya-semenovich-kinetisty-manezh-sevkabel
источник
Культурный
Вымершие животные на марках стран, которых нет

В 1974 году в африканской Дагомее напечатали марку с двумя тираннозаврами, дерущимися под оранжевым небом. Через год Дагомея прекратила свое существование и стала республикой Бенин, но до сих пор здесь пользуются старыми марками, закрашивая черными полосками прежнее название страны.
Палеонтологические марки, напечатанные в государствах, уже прекративших свое существование, или в государствах, которые не признаются мировым сообществом, — это отдельная любопытная тема. В первом случае марки стали уникальными документами истории. Во втором — своеобразным средством заявить о государственной исключительности и самостоятельности.
elementy.ru/link/t/paleostamps
источник
Культурный
О, наконец нашла человека, в биографии которого мне хотелось бы очутиться.

В эпоху Караваджо жил в Риме богатый и образованный 28-летний аристократ по имени Пьетро делла Валле. Как-то, в 1614 году, он решил попутешествовать, ко Гробу Господню. Но путешествие весьма затянулось, а маршрут сильно изменился. Когда 12 лет спустя делла Валле вернулся на родину, он привез с собой (впервые в Европу):

-- персидских кошек
-- клинопись
-- фаюмские мумии с фаюмскими портретами
-- древний вариант библии Самаритянское Пятикнижие
-- моду пить кофе
-- а также забальзамированное тело жены-армянки, которое он пять лет возил в своем багаже.

Делла Валле посетил Каир, лазил на пирамиды в Гизе, поклонился реликвиям в Иерусалиме и на Синае, поехал в Стамбул (где пытался подкупить библиотекаря султана, чтобы тот продал ему экземпляр единственного в мире полного сочинения Тита Ливия, оставшегося от Византии -- турок банально не смог ее отыскать). Посетил развалины Вавилона (одним из первых европейцев), составил его карту. Нашел Персеполь!!! Оттуда и привез первые образцы клинописи. Подружился с персидским шахом Аббасом. Составил грамматику турецкого (азербайджанского) языка: делла Валле был типичным ренессансным полиглотом-энциклопедистом, который знал еще и кучу мертвых языков. Ел пахлаву в Ширазе. Подружился с окружением пленной грузинской царицы Кетеван, пытался ей помочь, оставил много ценной информации о ней.

Из Персии он решил возвращаться домой, но через Турцию ему было противно это делать (и скучно, наверно), и он решил поехать "более легким путем" -- через Индию. Потому что ее держат португальцы, а у них удобные корабли. Пожил в Гоа, Макао, познакомился со множеством махарадж.

Тут я ждала, что он двинет в Европу на португальском корабле через Мадагаскар и Мыс Доброй Надежды (или даже через Остров Пасхи -- с делла Валле легко сталось бы). Но нет, видимо, он немного подустал. Поэтому вместе со своими слугами и громадным багажом (а там, кроме тела жены еще и хрупкие фаюмские мумии, не забудьте), двинул через Красное море и Суэцкий переешек. И, наконец, вернулся в Италию.

Все эти 12 лет Пьетро делла Валле не забывал писать домой крайне подробные письма с описанием всех чудес, племен, народов и монархов, которые он видел. Писал он конкретному другу, но друг устраивал публичные зачитывания, давал копировать и т.п. Так что для итальянских интеллектуалов это был нескончаемый сериал свежих туристических впечатлений.

Так что, когда делла Валле вернулся в Италию, он сразу заслуженно стал там звездой. Его сразу попринимали во все академии, а папа Римский дал ему почетную должность. Он женился на юной грузинке (которую поручили заботам его жены в эпоху общения с Кетеван), она родила ему 4 сыновей и 10 дочерей. Остаток своей жизни (а он прожил 66 лет) делла Валле писал грамматики и словари восточных языков, издавал свои письма из путешествий, а также сочинял (видимо, для отдыха) оперы и оратории.

Жюль Верн ему жутко завидовал.
Я тоже.
Впрочем, из-за своей обломовщины, я бы наверно предпочла быть его другом Марио Скипано, тем самым, который сидел в Италии и был адресатом его писем.
источник
Культурный
​​Карты из Дуньхуана — самый старый рукописный атлас звездного неба, дошедший до наших дней

В начале XX века в буддистском пещерном комплексе Могао ученые сделали сенсационную находку. Специалисты обнаружили замурованную комнату с тайником, в котором хранилось около сорока тысяч рукописей, документов и предметов искусства, представляющих историческую ценность. Среди бумаг и шелка исследователи нашли свиток, содержащий графические изображения звезд древних китайских астрономов. Чуть позже ученые установили, что этот свиток — самый старый рукописный звездный атлас, дошедший до наших дней в первозданном виде

Подробнее: https://bit.ly/2Dj2rei
источник
Культурный
Если ковид отступит, то в 2021 году надо ехать в Италию, точнее, в Тоскану. Здесь откроется аттракцион, который доступен публике примерно каждые 10-20 лет. Воды озера Вагли расступятся, и взору любопытных предстанет средневековая деревушка Фабричче ди Кареджине, основанная кузнецами в 1270 году и затопленная в 1946-м. Можно будет походить по мощеным улочкам, потрогать старые камни, собрать на память ракушки. Это видео записано в 1954 году, когда водохранилище осушали в первый раз. А последний раз случился в 1994-м. Тогда тосканскую Мологу посетили более миллиона туристов. #италия
источник
Культурный
Приятная новость: скоро выходит документальный фильм "Sisters With Transistors", повествующий о женщинах-пионер(к)ах электронной музыки: Кларе Рокмор, Дафне Орам, Делии Дербишир, Элиан Радидж, Лори Шпигель и других. Даты премьер, насколько я понимаю, пока неизвестны, но очень надеюсь, что процесс не затянется слишком сильно и что российские прокатчики сработают оперативно.

Эта тема очень интересна. До середины двадцатого века женщины-композиторы не воспринимались обществом всерьез - разве что специалисты и гики могут вспомнить некоторых из них (за исключением разве что Клары Шуман, да и о ней чаще всего говорят в связке с ее мужем). И лишь с появлением электронной музыки они смогли, наконец, заставить с собой считаться и внесли огромный вклад в развитие как академической, так и популярной музыки. Но и тогда они не получили особой популярности - она начала понемногу приходить лишь в пару последних десятилетий. Так что выход такого фильма - это не отработка актуальной идеологической повестки, а попытка восстановления справедливости - ну и возможность познакомить зрителей с большим пластом прекрасной музыки. Уверен, что будет интересно

https://sisterswithtransistors.com
источник
Культурный
источник
2020 July 10
Культурный
Александра Архипова пишет: Три архивных дела МГБ-КГБ по статье 58-10

Дело № 1. «Деньги за шпионаж получил?»
В 1953 был арестован слесарь завода из города Кременчуг А.Ф. Никитас. Он рассказывал сослуживцам, что он является американским шпионом, имеет связь с американским представителем и получает от него деньги. Никитас: «Я иногда просился у бригадира Шпотя отпустить меня дня на два с работы, т.к. необходимо поехать к агенту американской разведки получить за свою работу деньги. Шпотя верил в это и отпускал меня. По возвращении он меня спрашивал: Получил?. Я отвечал: «Да». И угощал его водкой».
Смысл этих действий был прост: откосить от работы на халяву (все же помнят, что в СССР такие действия строго пресекались?). Несчастный бригадир Шпотя, кстати, если я правильно помню дело, получил гораздо больше, чем Никитас. Потому что первый – мошенник, а второй – изменник.

Дело № 2. «Утром - поезд, вечером - деньги»?
В 1953 две мелких уголовника, татарин Хатмеев и башкир Лутфуллин, разобрали пути возле станции Щучье Озеро Казанской железной дороги. В результате произошло серьезное крушение пассажирского поезда, погибло 6 человек. Они сделали это сознательно, потому что на полном серьезе ждали, что после крушения поезда они встретят «агента одного из иностранных государств и получат от него вознаграждение за совершенную диверсию». Ребята на полном серьезе верили, что есть шпионы и враги СССР, которые платят направо и налево за подрыв поездов. А если есть спрос, значит, есть и предложение: если мы это сделаем, то шпионы нам заплатят.

Дело № 3. «Поймай меня, если сможешь»
Жила-была в городе Никополь (Днепропетровская область) школьница 11 лет, С.Ф. Голуб. В течение двух декабрьских ночей 1960 года девочка не поленилась и повесила 18 листовок с примечательным текстом «Смерть Хрущеву и Советской власти». Объяснила она этот убийственный поступок просто: «…читала книги про шпионов и хотела посмотреть, как ее будут искать и найдут ли».
источник
Культурный
[Как говорится, отметьте друзей на этой фотографии.] Иллюстрация из книги Li Livres dou Trésor, которую считают первой энциклопедией на современном европейском языке (не на латыни). Автор этой книги - учитель Данте Алигьери, Брунетто Латини, живший в XIII веке. Иллюстрация датируется концом XIV - началом XV. Хранится в Bibliothèque nationale de France.
источник
Культурный
Интересная находка, чтобы скоротать вечер: большая (очень-очень) галерея профессиональных снимков событий - от олимпиад до войн и репортажей из удалённых (как порно с жёсткого диска) мест Земли

Из подобного - видеоархив с редкими роликами: ну где ещё можно найти ужасающие видео тестирования кислоты на обезьянках?
Вместо пуфиков и приятной музыки бедняжек ожидали испытания похлеще Форт Боярдовских 😭
источник
Культурный
Как правильно хоронить павлина

С птицей-национальным символом Индии все не так просто. Мертвого павлина нельзя просто закопать в землю. Для погребения павлинов существует специальный протокол, согласно которому они должны быть похоронены в деревянном гробу.

Однако вчера произошел исключительный случай и павлин погиб на территории полицейского участка в Дели. Поскольку это считается режимным объектом, павлина, согласно протоколу, похоронили не просто в деревянном гробу, но и завёрнутым в национальный флаг.

Правозащитники разбираются, не является ли произошедшее оскорблением флага. Полиция уверяет, что действовала в соответствии с протоколом и "если завтра в участке погибнет ещё один павлин, его захоронят с теми же почестями".
источник
Культурный
​​В V книге «Обличения всех ересей» Ипполит Римский пересказывает Книгу Баруха авторства некоего гностика Иустина, который совершает нечестивые таинства, «пользуясь эллинскими мифами». В своей космогонии Иустин постулирует три начала: предвидящее все Благо, Отец всех рожденных Элохим и женское начало Эдем. Из соития Элохима и Эдем, как и полагается у гностиков, рождается мироздание и уйма ангелов, в том числе ангел Барух, который посылается грешным людям во спасение. Сначала ангел говорит через Моисея, но тот соблазнился и сошел с пути истинного.

Тогда «Элоим выбрал пророка из необрезанных — Геракла — и послал его сражаться с двенадцатью ангелами Эдем и освободить дух Отца от двенадцати злых ангелов творения. Это — двенадцать подвигов Геракла, которые Геракл совершил по порядку от. первого до последнего, (одолев) Льва, Гидру, Вепря и прочих. Ибо это, говорит (Юстин), языческие (их) имена, которые искажены воздействием материнских ангелов. Когда же он думал, что победил (всех), привязалась к нему Омфала — то есть Бабель, Афродита, — и соблазнила Геракла, сняла его силу — то есть заповеди Баруха, которые дал Элоим, и переодела в свое собственное платье — то есть в силу Эдем, низшую силу, и таким образом оказались незавершенными и пророчество Геракла, и его деяния».

После неудачи Геракла ангел нисходит к Иисусу и тот исполняет мессианскую роль как следует. Зелинский, ссылаясь на эту замечательную ересь, замечает, что природа Геракла как спасителя и сына Бога была предметом обсуждения в языческой литературе задолго до христианства: «Была ли природа Геракла божественной? Или только полубожественной? И в связи с этим был ли Геракл богом в полном значении этого слова? Или же только героем (ἥρως)? В разных государствах независимой Греции на этот вопрос отвечали по-разному, равно как и на вопрос о природе Христа по-разному отвечали в разных христианских общинах». Я сомневаюсь, что «языческих богословов», как выражается Зелинский, и правда интересовало, был ли Геракл, выражаясь христианскими терминами, ὁμοούσιος (единосущен) или ὁμοιούσιος (подобосущен) богу, однако зависимость христианского культа святых от эллинского культа героев, думаю, действительно неопровержима. Жаль, секта этого Иустина не победила, с удовольствием сходил бы сейчас в церковь помолиться перед иконой Геракла.

(На иллюстрации «Апофеоз Геракла» Рубенса)
источник
Культурный
источник
Культурный
Весной 1941 британское Royal Economic Society решило издать рукописное наследие Иеремии Бентама. Идея исходила от самого Дж. М. Кейнса, который весьма симпатизировал Бентаму и его идеям.  Задача была поручена У. Старку. До того момента была издана лишь малая толика экономических сочинений Бентама. Значительная часть оставалась в рукописном виде, причем эти рукописи сами по себе практически никто не читал и не изучал. Работа была непростой. Почерк Бентама был ужасен, а в рукописях царил беспорядок, напоминающий, по словам Старка, хорошо перетасованную колоду карт. Страницы многих произведений были пронумерованы, но в них встречались такие ужасные ошибки, что иногда казалось, что лучше бы нумерации не было вообще. Старк проделал гигантскую работу и в результате появилось три тома, включающие в том числе совершенно неизвестные ранее работы (напр., The True Alarm Defence of a Maximum). В этом издании были опубликованы письма Бентама, из которым нам становятся известны факты и мысли, сопутствующие появлению работы «В защиту ростовщичества».
источник