Три лучших ЛГБТ-комикса всех времён и народов
«Пируэт» Тилли Уолден
Тилли 12 лет занималась фигурным катанием, а потом бросила. А пока думала о своих отношениях со спортом, поняла, что у неё нетрадиционная ориентация. Теперь Тилли Уолден ― художница, и её автобиографический комикс «Пируэт» получил Eisner Award, комиксовый аналог «Оскара».
Для книги о взрослении, одиночестве, умении говорить «нет» и принятии себя Уолден выбрала нестандартное цветовое решение. Рисовка ― нежно-фиолетовая с ярко-желтыми световыми пятнами. ЛГБТ тут ― один из сюжетов, поданный вскользь, деликатно (первая любовь и поцелуи с подружкой), невычленимый из всего круга тем.
Читала «Пируэт» на английском, на русском его выпустило издательство
«Бумкнига». Жутко стрессовые соревнования по фигурному катанию, кстати, напомнили детские академические концерты в музыкальной школе. Каким же порой чувствовала себя ничтожеством с деревянными руками. Но даже в голову не приходило, что можно бросить.
«Синий ― самый теплый цвет» Жюли Маро
В 2000-е была в России группа «Тату» ― помните такую? Тексты примитивные, музыка не очень. Но польза девочек в анимэшной стилистике все равно очевидна ― скольким подросткам помогли осознать, что быть «ненормальным» ― нормально. Комикс Жюли Маро — штука такого же рода: а) культовая, б) сделанная грубовато и наивно.
Клементина учится во французском лицее, встречается с парнем, но в самый ответственный момент сбегает от него. Зато встречает на демонстрации синеволосую девушку, которая меняет её жизнь. Будут страсти, расставания, родители-гомофобы (ну почти «Ромео и Джульетта»), слезливая концовка, топорные шрифты и леттеринг. Но в финале обязательно возникнет искреннее желание прослезиться.
Сама Маро не раз подчеркивала свою принадлежность к квир-культуре, но всегда повторяла, что комикс ― не автобиографический: «То, что я лесбиянка, не значит, что все мои лесбийские герои срисованы с меня самой». В России книжку в 2013 году напечатало издательство «Бертельсманн», теперь оно не существует. В продаже «Синего…», естественно, нет, зато можно найти в библиотеках (в Петербурге ― библиотека комиксов и Публичка). В 2013-м комикс экранизировали, под заголовком «Жизнь Адель» фильм получил Золотую пальмовую ветвь на Каннском фестиваля.
«Весёлый дом» Элисон Бекдел
Один из любимых моих комиксов ever. Как и в случае «Пируэта», он отнюдь не только об ЛГБТ. Но и о взрослении, отталкивании и притяжении от родителей, травматичном детстве. Впрочем, в отличие от «Пируэта», это гораздо более сложно организованная история, аранжированная с постмодернистским шиком.
Элисон, альтер эго главной героини, растёт в маленьком городишке в Пенсильвании. Её родители ― учитель английского и несостоявшаяся актриса ― необычная семья. В свободное от работы время они содержат семейный похоронный бизнес. И отец, бальзамируя очередного покойника, может спокойно попросить маленькую дочку передать ему ножницы. Папочка странный, то нежный в своих проявлениях, то ― абсолютный тиран. Вскоре после каминг-аута Элисон он погибает. А позже девушка выясняет, то родитель был геем и предпочитал несовершеннолетних мальчиков.
Самоанализ и анализ семейной ситуации Бекдел строит, отталкиваясь от любимых книжек ― отца и своих. Страницы из Пруста, Джойса, Камю тут воспроизводятся с подчеркиваниями и рукописными пометками на полях. А ещё Бекдел перерисовывает (обожаю этот прием) свой детский дневник. В России комикс напечатала всё та же классная петербургская
«Бумкнига», на чей канал очень советую вам подписаться.
Пост посвящается художнице Юлии Цветковой, о деле которой можно прочитать здесь.